Атырау, 1 ноября 06:24
 будет пасмурноВ Атырау +8
$ 488.26
€ 530.54
₽ 5.03

«Камышовый» детектив без финала

Фото Видео
11 352 просмотра

Недавно в в интервью «АЖ» начальник департамента по чрезвычайным ситуациям Атырауской области Омар БЕРЖАНОВ назвал причину частого возгорания камыша на побережье Каспийского моря – по его мнению, в основном это происходит из-за того, что охотники оставляют незатушенные костры и окурки. Однако представители областного общества охотников и рыболовов с этим категорически не согласны. Они предполагают, что поджоги устраивают сами жители сельского округа Кенозек. «АЖ» попытался разобраться в этой запутанной истории.

ПОЗИЦИЯ ОХОТНИКОВ

По мнению предпринимателя-охотника Ерика БОТАХАНОВА, камыш специально сжигают жители сельского округа Кенозек, которые занимаются скотоводством.

– Они это делают для того, чтобы вместо старого вырос новый молодой камыш для скота, – говорит Ботаханов. – А охотникам-то это зачем?  Если я буду жечь камыш, то сам же и задохнусь. И ещё одно: я охочусь на птиц, так зачем мне их пугать?

По словам Е. Ботаханова, охотники давно перестали жечь костры, они теперь пользуются газовыми горелками: 

– На каждой газовой заправке продаются газовые баллончики за 350 тенге. С их помощью мы кипятим чай и готовим ужин. Это намного удобнее и быстрее, чем готовить еду на костре. И еще, охота – не из дешевых удовольствий,а сами охотники – это самодостаточные, сформировавшиеся личности. У многих есть переносные умывальники, мобильные бани, которые стоят 750 тыс. тенге. Мы там спим на мягком, умываемся теплой водой. Давно нет дикарства. Каждый берёт с собой большие мешки для мусора. Собрав мусор, выкапываем яму и там сжигаем опять же с помощью газовых горелок. Я не исключаю, что есть один-два придурка, которые этого не делают. Но я не хочу называть их охотниками. И при чём все остальные?

«ЭТО НЕ МЫ, У НАС ЕСТЬ СВОИ УГОДЬЯ»

После этого разговора я поехала в сельский округ Кенозек. Местные жители говорят, что летом, когда ветер дует с юга, из-за запаха гари дышать невозможно. А с наступлением холодов, осенью и зимой, запах не очень чувствуется, так как ветер – северный. Кстати, в состав сельского округа Кенозек входят Таскала-1, -2, -3 и участок села Зарослого. И называют этот округ просто село Таскала.

– Зачем нам сжигать камыш? Тем более, что на побережье болотистая местность, нам туда и не добраться. Мы тоже думаем, что это дело рук охотников. Они сюда приезжают не только поохотиться, но и просто отдохнуть, расслабиться. Мы не раз видели, как они уезжают из округа пьяными. А так у нас нет ни одного рыбака и охотника, все занимаются скотоводством, и у всех есть свои пастбищные сенокосные угодья. Не хватало нам ещё запаха гари – у нас и так почти каждый день стоит запах серы от АНПЗ, – говорят жители села Таскала.

Местная жительница Мария БАЙМЕШЕВА много лет держит скот.

– У нас есть свое крестьянское хозяйство, свои пастбищные угодья вдоль сточного канала АНПЗ, там растут трава и камыш. Мы его не сжигаем, а косим, – говорит она.

После разговора с жителями села я встретила охотника, который стоял у магазина около своей «Нивы». Это была пятница. Себя он назвать отказался, но на видеокамеру говорить согласился. Его мнение предсказать было нетрудно: охотники ни при чём, виноваты скотоводы:

– Раньше вода была, камыш рос, а сейчас нет воды у второй балки, поэтому они сжигают старый камыш, чтобы вырос молодой на корм скоту. А нам-то зачем это делать? Не будет камыша – не будет дичи никакой, ни утки, ни кабана.

– Ну, может быть не специально, просто кто-то не соблюдает меры предосторожности, не тушит костёр, окурки.

– Нет, сейчас все охотники газовыми баллончиками пользуются. Костры никто не жжёт, смысла нет. Я много лет хожу охотиться – почему-то камыш горит только в последние годы, раньше такого не было.

 

ЖГУТ, НО ОФИЦИАЛЬНО И НЕ НА ПОБЕРЕЖЬЕ

После этого я поговорила по телефону с несколькими фермерами, которые держат скот и имеют в разных концах села Таскала свои пастбищные угодья. Там они и готовят сено на зиму. Почти все ответили, что жечь камыш на побережье Каспия они никак не могли. Доводы уже знакомые: туда не добраться, и потом, у них есть свои угодья, где для скота достаточно растительности.

У меня свое пастбищное угодье есть вдоль канала Перетаска, где течет техническая вода АТЭЦ. Когда воды много и она распространяется на наши участки, трава, особенно камыш, хорошо растет. Но, к сожалению, из-за болотистости нам трудно подобраться туда на тракторе, чтобы скосить траву. Косим, когда вода уходит. Да, мы иногда сжигаем оставшуюся сухую траву, жынгыл, чтобы мог проехать трактор. Участок сжигания составляет примерно 10 cоток. И мы обязательно заранее уведомляем об этом администрацию сельского округа и соблюдаем пожарную безопасность, – рассказывает владелец КХ, который отказался назвать свою фамилию.

Бауыржан ЕМБЕРГЕНОВ, представитель КХ «Әліби»:

– Камыш этой осенью горел на побережье Каспия в 30 километрах от села. Это очень далеко, и туда не подступиться, и нам этого не надо. Мои пастбищные и сенокосные угодья находятся в 14  километрах от села. Мы там пасем скот и косим траву, нам хватает. А охотники просто на нас показывают, чтобы избежать ответственности.

 

«ХОДЯТ ПЬЯНЫЕ ЛЮДИ, ПОКАЗЫВАЮТ КОРОЧКИ»

На следующий день снова поехала в сельский округ Кенозек. При горении камыша пострадали пастбищные угодья КХ «Капаш» в 300 га, которые находятся ближе всех к побережью – в 20 километрах. Руководитель КХ Жексенбай АМАНКОС говорит, что огонь распространился в его сторону из-за ветра.

– 20 лет я кошу траву, и никогда не жёг свою землю. У меня земля ровная, легко распахиваемая, то есть трактор туда легко проезжает. В начале ноября начальник ДЧС проводил собрание с жителями и сказал, что после тушения пожара в камышах нашли «Ниву» охотников, там сгорел глушитель, говорит Жексенбай ага. 

По его словам, возгорание камыша обычно происходит осенью – в разгар охотничьего сезона.

И ещё одну больную для себя тему затронул мой собеседник:

– Работая на своей земле, мы не раз встречали там пьяных мужчин. А когда наши ребята предупреждают,что они мешают косить траву и что это частная земля, те показывают какие-то «корочки» и говорят, что мы не имеем права предъявлять им претензии. А недавно один мужчина загрузил полную машину ракушки. На мой вопрос, что делает на моей земле, он агрессивно ответил, что  я не имею право его останавливать. Вот такие у нас дела. На своей земле нам диктуют какие-то непонятные наглые люди, мрачно закончил фермер.

Кстати, у него, как и у других, сена на зиму заготовлено достаточно.

Айнур САПАРОВА

Фото и видео автора

8 декабря 2020, 09:05

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.