Ассоциация по развитию и исследованию образования (АРИО) опубликовала рейтинг областей РК по показателям образования. К сожалению, Атырауская область – в числе аутсайдеров.
В данном отчете использован сравнительный анализ по 3 показателям: PISA – международная оценка знаний подростков и умение применять знания на практике; Единое национальное тестирование (ЕНТ) – для оценки знаний при выпуске из школы и поступлении в вуз, Национальное квалификационное тестирование (НКТ) – для оценки знаний педагогов дошкольных организаций образования, учителей средних школ.
Ассоциация занимается развитием системы образования в Казахстане на основе прогрессивных международных методик. Её структуры проводят исследования в сфере образования, совместно с МОН ведут регулярную сертификацию педагогических работников, реализуют различные международные программы и проекты в этой сфере.
Основой для сравнительного анализа послужили результаты ЕНТ 2017 и 2019 гг., НКТ 2018 и 2019 гг. и PISA 2015 и 2018 гг. Суммированный показатель в разрезе областей показал, что Атырау находится на 16-м, предпоследнем месте.
НА ПЕРВОМ МЕСТЕ СТОЛИЦА, НА ПОСЛЕДНЕМ – АТЫРАУ
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) – тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. В нём участвуют подростки в возрасте 15 лет.
Исследование PISA проводится с 2000 года трехлетними циклами. Тест организует Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с ведущими международными научными организациями и при участии национальных центров.
Впервые Казахстан участвовал в тестировании PISA в 2009 году, результаты были не самые лучшие. Следующий тест был проведен в 2012 году – по его результатам наши 15-летние школьники отставали от своих сверстников из ОЭСР по математике – примерно на 1,5 года, по естествознанию на – 2 года.
Первое место в рейтинге занимает Нур-Султан – учащиеся столицы показали самый высокий результат в PISA-2015 и PISA-2018. Алматы лидирует по показателям ЕНТ 2017 и 2018 годов, заняв в общем рейтинге второе место после столицы. Атырауская область показала самый низкий результат среди всех регионов РК во всех экзаменах, кроме НКТ 2018 и 2019 гг.
В исследовании PISA-2015 от Казахстана участвовали 5780 обучающихся в возрасте 15 лет, 189 школ и 27 колледжей из всех областей и городов Нур-Султан и Алматы. Тогда Казахстан занял 42 место среди 72 стран-участниц. Средний показатель по стране – 447 баллов, средний балл Атырауской области – 406: самый низкий в РК (наши дети набрали 412 баллов по математике, 391 по грамоте и 414 по естествознанию). Для сравнения, школьники столицы набрали в среднем 483 балла, дети лидирующей среди регионов Карагандинской области – 482.
Результаты PISA-2018 в разрезе регионов снова выявили значительную разницу в показателях учащихся Нур-Султана, набравших 435 баллов, и Атырауской области – 362. Средний результат по стране – 403 балла. И вновь мы на самом последнем месте. То же самое и с результатами ЕНТ – мы в течение 2 лет занимали самую последнюю строчку. В 2017 году при среднем балле по стране 80,2 наши выпускники набрали 70. В 2018 году средний балл равен 81,6, наш результат – 67,42. А с учетом того, что сейчас дети учатся дистанционно, боюсь, что итоги PISA-2021 будут еще более печальными.
Результаты этого исследования очень ярко показали, что в Казахстане существует большая разница в качестве образования.
– Есть регионы, значительно опережающие другие, есть регионы, где качество образования страдает и еще требует очень серьезных инвестиций, – говорится в резюме проекта.
ПОМОЖЕТ «ДОРОЖНАЯ КАРТА»?
Согласно официальному определению, национальное квалификационное тестирование – это тест, определяющий уровень компетенции учителя и соответствие его предъявляемым требованиям. В 2018 году, когда НКТ проводилось на бумажных носителях, учителя Атырауской области были лидерами. В следующем году НКТ было проведено в компьютерном режиме. Средний процент педагогов, подтвердивших заявленный квалификационный уровень, по стране тут же опустился на 18%, а наша область спустилась с 1-го на 15-е место. Последнее по времени НКТ показало, что необходимо проводить обучение для учителей средних школ по обновленным программам СОР, СОЧ и систематически повышать их квалификацию.
За комментариями мы обратились к руководителю областного управления образования Саткану ЕСЕНГАЛИЕВУ. По его словам, главными причинами низких результатов в нашем регионе являются некачественный внутренний контроль в школах, ненадлежащая подготовка учащихся к тестам и слабый менеджмент в системе образования. Под менеджментом подразумевается администрация школ и отделов образования. И это не только его мнение – к таким выводам пришла рабочая комиссия, организованная министерством образования. В нее вошли представители департамента контроля над качеством образования, института повышения квалификации педагогических работников «Орлеу», профильного министерства и т. д. Для того, чтобы изменить ситуацию, со следующего года в нашей области начнет работу «Дорожная карта развития», для разработки которой были привлечены специалисты НИШ. «Дорожная карта» рассчитана на три года. А пока аналитическая группа проводит диагностику, цель которой – определить слабые места системы.
Зульфия ИСКАЛИЕВА