В Атырауской области экспаты по-прежнему зарабатывают в разы больше, чем местные. К примеру, на Тенгизе инженер-казах получал 307 тысяч тенге, а экспат на такой же должности – 1 млн 300 тысяч.
В этом году для защиты внутреннего рынка труда в Атырауской области сокращена квота на привлечение иностранной рабочей силы – с 17 000 до 10567. При этом ситуация с дисбалансом зарплат не меняется.
– С начала года было проверено 43 компании. Выявлено 109 фактов дискриминации казахстанских работников в части оплаты труда, 167 случаев выполнения иностранными работниками работы по специальности, не соответствующей выданному разрешению, а также 114 фактов несоответствия образования иностранных работников занимаемым должностям, – сообщил «АЖ» руководитель Управления государственной инспекции труда Атырауской области Игилик АУБАКИРОВ.
К примеру, зарплата казахстанца-супервайзера (по грузоподъемным работам) составляет 750 тысяч тенге, тогда как на аналогичных должностях у иностранных работников – от 1 млн 100 тысяч тенге до 3 млн 400 тысяч тенге. Ещё пример: у казахстанца в должности инженера по контрольно-измерительным приборам и автоматике оклад составляет 307 тысяч тенге, тогда как у иностранного работника на такой же должности – 1 млн 300 тысяч.
– Для устранения нарушений в адрес работодателей внесено 24 предписания, возбуждено 264 административных дела, наложено штрафов на общую сумму 96 млн тенге, а также направлены письма в уполномоченный орган для отзыва и дальнейшего непродления 262 выданных разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, – говорит Аубакиров.
Он отметил, что правительством внесены изменения в критерии оценки рисков при привлечении иностранной рабочей силы, что дает возможность инспекции труда проводить проверки в рамках ежегодного профилактического контроля по плану, разрабатываемому с учетом ранее выявленных нарушений. В план профилактического контроля на 2020 год были включены 10 крупных предприятий региона, привлекающих иностранную рабочую силу. В ходе проверок исследуются вопросы дискриминации в части оплаты труда и производственно-бытовых условий, а также качество устранения ранее выявленных нарушений.
В прошлом году акимат Жылыойского района выделил на территории вахтового поселка помещение для работы инспекторов труда, которых закрепили именно за Тенгизом, и они регулярно ездили на месторождение. Но сейчас по причине строгого карантина такие выезды ограничены.
– Чаще всего работники нефтегазовой сферы региона задают вопросы, связанные с условиями работы и оплатой труда в период чрезвычайного положения и карантина, в том числе по сокращению кадров, объявлению простоя, предоставлению отпуска без содержания,- говорит Аубакиров.
К слову, из-за простоя многие тенгизские подрядчики отправляли своих сотрудников на б/с, при этом платили либо 42500 тенге либо 50% от зарплаты. Позже рабочие остались и без этих денег.
Фархат АБИЛОВ