КТЖ приостановило курсирование 7 из 15 маршрутов поездов, сформированных из вагонов «Тальго». Официальная версия – снижение пассажиропотока на данных направлениях.
Напомним, что в период с 2012 по 2017 годы АО «Пассажирские перевозки» на средства республиканского бюджета и за счет собственных денег были приобретены 614 пассажирских вагонов ТОО «Вагоностроительный завод «Тулпар», изготовленных по технологии Patentes Talgo S.L. Базовый контракт предполагал поставку еще порядка 600 вагонов «Тальго». Но проект решено было закрыть, о чем в марте текущего года сообщил председатель правления АО «НК "Казахстан темир жолы» Сауат МЫНБАЕВ.
– Контракт закрывается в силу экономических причин. Во-первых, вагоны «Тальго» значительно меньше по количеству посадочных мест – минимум в три раза по сравнению со стандартными вагонами. Соответственно, затраты на пассажироместо в сравнении со стандартными вагонами примерно в 2,5 раза выше. Это сказывается на экономике пассажирских перевозок. Кроме того, поезд «Тальго» цельный, его гибко отцеплять и прицеплять по вагонам можно только в депо. Это занимает три дня, что влияет на гибкость реагирования на пассажиропоток, – отметил Мынбаев.
Ранее в действующем графике движения пассажирских поездов было предусмотрено курсирование 15 пар поездов, сформированных из вагонов «Тальго»: №1/2 Алматы – Ташкент, №11/12 Алматы – Шымкент, №3/4 Алматы – Нур-Султан Нурлыжол, №25/26 Алматы – Шымкент, №31/32 Алматы – Павлодар, №67/68 Нур-Султан – Оскемен, №29/30 Алматы – Атырау, №51/52 Алматы – Уральск, №69/70 Алматы – Оскемен, №71/72 Алматы – Туркестан, №19/20 Нур-Султан – Атырау, №95/96 Алматы – Уральск, №701/702 Нур-Султан – Алматы-2, №705/706 Алматы – Петропавловск, №712/711 Нур-Султан – Шымкент.
Но летом КТЖ стало постепенно сокращать курсирование поездов «Тальго». Пресс-служба объявила, что в связи с продолжающейся неблагоприятной эпидемиологической ситуацией и введёнными карантинными мерами, связанными с распространением коронавирусной инфекции, наблюдается снижение уровня пассажиропотока и наполняемости в пассажирских поездах, что приводит к значительным убыткам. Для предотвращения ухудшения неблагоприятного финансового состояния компания решила временно приостановить курсирования поездов "Тальго", на которые наблюдается наименьший спрос.
Сегодня по территории Казахстана курсируют 8 пар поездов, сформированных из вагонов «Тальго», три поезда по маршруту Алматы – Шымкент и по одному по маршрутам: Алматы – Нур-Султан, Алматы – Павлодар, Нур-Султан – Оскемен, Алматы – Петропавловск, Нур-Султан – Шымкент. Приостановлены два маршрута из Алматы в Уральск, из Алматы в Атырау, Оскемен, Туркестан, а также из столицы в Атырау и Алматы. Курсирование вагонов «Тальго» в сторону Атырау и обратно было приостановлено еще в июле «в связи с ухудшением эпидемиологической ситуацией Атырауской области».
Пассажиры возмущены тем, что им не оставляют выбора. Теперь они должны либо лететь на самолете, а это по состоянию здоровья подходит не всем, например, беременным после 7 месяцев. По мнению пассажиров, когда все организации и предприятия прикладывают массу усилий для того, чтобы не допустить распространения коронавирусной инфекции, КТЖ, наоборот, способствует ее распространению, убирая поезда "Тальго", отличающиеся маломестностью и скоростью. Но самое главное, поезда «Тальго» оснащены современной системой кондиционирования и обновления воздуха в отличие от старых вагонов советского производства. В свете профилактики заболеваемости коронавирусной инфекцией данный факт играет особую роль.
– Недавно пришлось ехать из Алматы в Атырау в старом вагоне. Повсюду грязь, мусорные баки вовремя не убираются, вагоны не проветриваются, санитайзеры не наполняются. Когда мы вошли в вагон, на дне санитайзера было немного антисептика, вскоре он кончился. А перед прибытием в Атырау проводники вновь плеснули на дно санитайзера немного антисептика, – жалуются пассажиры. Этот и другие вопросы «АЖ» адресовал пресс-службе КТЖ.
Как нам ответили в КТЖ, по данному случаю в региональном филиале по пассажирским перевозкам «Западный» АО «Пассажирские перевозки» было проведено служебное расследование с участием причастных работников, в ходе которого установлено, что вагон №13 пассажирского поезда №41 сообщением «Атырау – Алматы» обслуживал дежурный проводник. По итогам проведенного служебного расследования проводнику пассажирского вагона №13 было объявлено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора. Аналогичным приказом за нарушения начальнику поезда объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Данное обращение проработано с работниками поездных бригад в региональном филиале по пассажирским перевозкам «Западный» по надлежащему исполнению должностных обязанностей и по соблюдению правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, утвержденных приказом МИР РК №545 от 30.04.15г. Во исполнение постановления главного государственного санитарного врача от 22.05.2020г. №37 «О дальнейшем усилении мер по предупреждению заболеваний короновирусной инфекцией среди населения РК» и в целях предотвращения COVID-19 АО «Пассажирские перевозки» в достаточном количестве закуплено средств индивидуальной защиты (маски, перчатки, антисептик). Имеющийся запас антисептиков рассчитан до конца января 2021 года. Денежные средства для приобретения СИЗ в 2021 год предусмотрены.
Что касается нашего главного вопроса, то, по сообщению пресс-службы, возобновление курсирования скорых поездов «Тальго» планируется после стабилизации эпидемиологической ситуации в стране и повышения спроса на перевозку. Иными словами, выпускать их сейчас на маршрут нерентабельно. А пока дорогостоящие вагоны простаивают, пассажиры вынуждены ездить в старых вагонах. Дешево и сердито.
Зульфия ИСКАЛИЕВА