С редакцией связались члены садоводческого общества «Нефтепереработчик». Дачные пахари со стажем буквально плакали: больше месяца назад у них сломался поливной насос, а средств для покупки нового у них, большей частью пенсионеров АНПЗ, нет.
Вместе с сыном одного из дачников Жасланом мы едем в Каиршахтинский округ. Уже после п. Талгайран дорога резко портится, и наш пикап на грейдерной дороге мотает в разные стороны. Как вспоминает водитель, в 90-х здесь собирались строить дорогу, насыпали щебень, но почему-то бросили эту затею. Дачники, у которых нет автомобилей, приезжают сюда на маршруте №53 и пешком идут до своих участков, а это не один и не два километра. Люди с ностальгией вспоминают годы, когда трижды в неделю сюда курсировали автобусы АНПЗ. Раньше территория садоводческого общества считалась подсобным хозяйством завода, который, разбив землю на участки, распределил ее между своими работниками. Например, отец моего собеседника копается в земле с момента основания садоводческого общества, т. е. с 1968 года. Но уже достаточно давно АНПЗ бросил опекать своих дачников.
А здесь – траур по погибшим насаждениям.
– Всё, всё погибло. Клубника, дыни, огурцы… Малину можно ещё спасти, если хорошенько полить. Да воды нет, - показывает на голые грядки и пожухшие кустарники бывший вахтер ДК «АНПЗ» Галина ХАИТОВА.
Ей вторит Келим МУРЗАГАЛИЕВ, тоже бывший работник завода. Он пытается держать себя в руках, но голос пожилого человека предательски дрожит:
– Ежегодно мы собирали со своего участка по 50-60 килограммов клубники, малины. Делали варенье, излишки продавали. Из-за поломки насоса второй месяц нет полива. А 5-литровыми баклажками с Урала много воды не натаскаешь…
Дачники столпились вокруг сломавшегося насоса и обрушили на меня шквал гневных реплик, из которых стало понятно: насос стоит здесь с 1968 года. Чиненый-перечиненый. Кстати, на наших глазах его пытались реанимировать два нанятых местным людом за 15 тысяч тенге моториста. Но дряхлый агрегат оживать не хотел категорически. Работа и прежнего, и нового руководства садоводческого общества сводится лишь к сбору платежей, причём если в прошлом году он составлял 500 тенге за сотку, то в этом уже 1000. Как утверждают люди, в начале дачного сезона на счету «Нефтепереработчика» было 750 тысяч тенге, а сейчас почему-то нет ни тиына. До них доходят слухи, что АНПЗ периодически помогает обществу материально. Но на материально-технической базе садоводческого общества это никак не отражается. На мой резонный вопрос о переизбрании руководства старики замялись.
– Было собрание, две недели назад. Как обычно, собрались 12 пожилых людей. Ну что с нас, пенсионеров, взять. Ни денег, ни энергии. Половина участков заброшена. Нужно раздать их молодым, им под силу всё организовать, – рассуждает Анатолий МАКЕЕВ.
В горакимате сообщили, что из 240 участков в с/о «Нефтепереработчик» не осваивается 120 и что основные мероприятия в рамках объявленной широкомасштабной помощи садоводческим хозяйствам намечены на следующий год. От АНПЗ пришел предсказуемый ответ, что «Нефтепереработчик» на их балансе не состоит. Но завод может рассмотреть официальное обращение членов общества в соответствии с утверждённым на этот год бюджетом.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото автора