Атырау, 24 апреля 01:53
 ясноВ Атырау +22
$ 444.32
€ 473.33
₽ 4.76

По статусу – памятник, по факту – забвение

Фото Видео
14 029 просмотров

Статус памятника истории или архитектуры атырауским зданиям не приносит никакой практической пользы. Деньги на их реставрацию и содержание не выделяются. Поэтому они тихо ветшают и разрушаются вместо того, чтобы радовать глаз, наполняют наши сердца грустью по утраченной красоте.

Недавно в редакцию обратился наш постоянный читатель Марат ИСПУСИНОВ, обеспокоенный неуместным на его взгляд ремонтом старого здания станции юных натуралистов.

  Это же история нашего города, а мы прикрываем ее дешевым сайдингом. Пожалуйста, поднимите этот вопрос, иначе мы потеряем историю города, – пишет он.

Как оказалось, это здание пока не включено в список памятников истории и архитектуры, но состоит на предварительном учете объектов историко-культурного наследия.


У нас 313 памятников местного значения и 4 – республиканского. Список последних не менялся с советских времен, это памятник археологии Сарайчик, сакральный объект в Индерском районе – место захоронения Махамбета Утемисова, мавзолей Жубана в Жылыойском районе и архитектурный ансамбль в Жилгородке, от которого, увы, почти ничего не осталось, – говорит руководитель центра исследования историко-культурного наследия Атырауской области Махамбет КИПИЕВ.

По его словам, список памятников местного значения постепенно пополняется. Составляются списки предварительного учета, в который включают нововыявленные объекты. Будут ли в дальнейшем они признаны памятниками, решает экспертиза.

 – Процедура эта не быстрая. Экспертиза платная, необходимо дождаться выделения средств на ее проведение. Экспертизу имеют право проводить независимые юридические и физические лица, имеющие специальную лицензию и аккредитацию. Кроме того, необходимо согласовать включение с уполномоченным органом, затем дождаться постановление областного акимата, – рассказывает Кипиев.

Как бы долго ни шла процедура включения в список памятников, атыраусцев больше волнует вопрос – для чего это делается, дает ли статус гарантию, что здание будет реконструировано и сохранено для потомков.


К сожалению, нет. Реставрация – это очень болезненный вопрос, который зависит от финансирования. Согласно закону, реставрационные работы можно оплачивать из трех источников: бюджета – местного или республиканского, за счет инвестиций, то есть спонсоров, и за счет владельцев или пользователей памятника. Реставрация стоит огромных денег, сумма как минимум в два раза превышает стоимость обычного ремонта. К примеру, горожанам знакомо  здание по адресу Жарбосынова, 16,  известное как «дом 1-го Cовдепа». А до революции там продавали мёд и пиво. Здание является бесхозным еще с 90-х годов прошлого столетия. Сейчас находится в ведении городского акимата. В 2014 году была подготовлена проектно-сметная документация на реставрацию дома. По тем ценам она оценивалась в 45 млн тенге. Денег на реставрацию не было тогда, нет их и сейчас, – говорит М. Кипиев.

Что касается шума в социальных сетях относительно того, что власти намерены выделить средства на реставрацию зданий – памятников истории и архитектуры, то, по информации пресс-службы городского акимата, эти сведения не соответствуют действительности.


На самом деле речь шла о передаче старинного здания в доверительное управление. И уже управляющие будут решать – как и на какие средства проводить реставрацию, – отметила пресс-секретарь городского акимата Назымгуль КАЙСАГАЛИЕВА.


В последний раз районные акиматы выделяли деньги на ремонт 20 обелисков в Исатайском, Курмангазинском, Индерском, Махамбетском и Жылыойском районах пять лет назад. В текущем году планировалось провести реставрацию пограничной башни Таскран в Исатайском районе. Но из-за пандемии работы были отложены. На собственные средства владельцев была проведена реставрация ресторана «Урал».

По словам Кипиева, за последние 6 лет центру исследования, а ранее он именовался инспекцией, государство денег на реставрационные работы зданий не выделяло. 

Кстати инспекция с прошлого года переименована в центр исследования. Вместе с названием были утрачены и контрольно- надзорные функции. В случае каких-либо нарушений центр может через управление культуры направить письмо. Сам же центр занимается выявлением новых объектов историко-культурного наследия, ведет их учет и паспортизацию, проводит археологические работы.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

Фото и видео Нурбейбита НУГМАНОВА

24 октября 2020, 11:56

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz