На прошлой неделе довелось побывать на семинаре по эффективному менеджменту для женщин с инвалидностью. Это был заключительный этап двухгодичного проекта, который реализовывался Ассоциацией женщин-инвалидов «Шырак» совместно с Международным центром по изучению и обучению НПО (ИНТРАК) при поддержке министерства труда и социальной защиты населения РК. Финансирует проект Европейский союз.
Мне и моим коллегам довольно часто приходится бывать на подобных семинарах и круглых столах, где люди с инвалидностью – и женщины, и мужчины – говорят о проблемах, с которыми им приходится ежедневно сталкиваться многие-многие годы. Это и отсутствие в Атырау пандусов для инвалидов-колясочников, и низкое качество инвалидных колясок. «Срок службы инвалидной коляски семь лет, но выходит она из строя уже через год. Подавая заявку в управление координации занятости и социальных программ, заказываешь одну коляску, а приходит совсем другая, которая ни в одну дверь не проходит. К каждому из нас нужно подходить в индивидуальном порядке – кому-то удобна коляска с рычаговым управлением, кому-то – с электроприводом. Но приходится довольствоваться тем, что предлагают», – сообщила одна из участниц семинара. С протезами та же история. Не знаешь, смеяться или плакать, когда узнаёшь, как однорукой горожанке по заказу атырауских чиновников сделали ортопедическую обувь на шнурках.
На нынешнем семинаре, с учётом его гендерной специфики, возникла ещё одна тема: женщины, оказавшиеся волею судьбы в инвалидном кресле, не могут пройти обследование у гинеколога – ни в женских консультациях, ни в больницах нет необходимого оборудования.
Тяжело всё это… Но сочувствия недостаточно. Люди, имеющие мужество жить вопреки тяжким своим телесным недостаткам, вправе рассчитывать не на охи-вздохи окружающих, а на разумную, чётко поставленную помощь со стороны государства. И вот с этим как раз проблема. Причём не сказать, что инвалиды на всех этих регулярных семинарах и круглых столах варятся в собственном соку, нет. Здесь всегда присутствует чиновничество, представленное, как правило, работниками областного управления координации занятости и социальных программ. Вот и на этот раз они записали всё в свои блокнотики, пообещали разобраться и решить. Но дело-то не двигается, и одни и те же проблемы кочуют по семинарам, организованным на европейские или американские денежки, превращая их в одну нескончаемую говорильню.
И здесь в самый раз вспомнить поговорку о том, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. В 2005-ом году в Казахстане был принят закон «О государственном социальном заказе», одна из главных целей которого – сделать государство и НПО реальными партнерами в решении социальных проблем. Его суть заключается в передаче госорганами части бюджетных средств, выделенных на социальные программы, неправительственным организациям. Естественно, на конкурсной основе и при надлежащем контроле.
Такая практика существует с 50-х годов в Западной Европе и США и полностью себя оправдывает. Там давно поняли, что государство не в состоянии тянуть всю социальную сферу, что целесообразнее передать часть ресурсов тем, кто находится «внутри» проблемы, знает точные адреса, по которым должна поступать помощь именно в том виде, в каком она необходима.
Этот закон чрезвычайно актуален для казахстанских НПО, специализирующихся на проблемах инвалидов. И есть положительные примеры в Павлодаре, Таразе, Караганде. Там соответствующие НПО тесно сотрудничают с местной властью и решают массу насущных проблем посредством государственных социальных заказов. А в Атырау местные органы больше работают по старинке. Управление координации занятости и социальных программ, от которого так сильно зависимы наши инвалиды,по-прежнему ограничивается обычными конкурсами по государственным закупкам, где во главу угла ставится цена, а не качество и удобство для конечного получателя. Между тем проблемы должен решать тот, кто заинтересован в их решении, а не тот, кому нужно поставить «галочку» в очередном отчёте.
Тамара Сухомлинова