Атырау, 26 апреля 05:58
 ясноВ Атырау +25
$ 444.22
€ 476.38
₽ 4.82

Абдильде Мукашеву исполнилось бы 60

7 919 просмотров

На этом фото Абдильда Рахметжанович такой, каким мы, акжайыковцы, его часто видели и каким запомнили.

30 сентября основателю «Ак Жайыка» Абдильде Мукашеву исполнилось бы 60 лет. Как горько, что он не дожил до этого юбилея и не прожил ещё много лет на радость себе и другим. А всем, кто его знал, любил и уважал, остаётся Память.

Гороскоп для «Ак Жайыка»

«Ак Жайык» тогда, в первой половине 90-х, печатался по старой технологии в областной типографии, тираж был еще небольшим, и рулоны газетной бумаги мы возили сами из России на арендованном "КамАЗе".

Сами – это основатель газеты, молодой тогда директор Абдильда Мукашев и водитель Женя.В дороге приключалось всякое, все-таки 90-е были действительно лихими. Едут они домой из Балахны Нижегородской области с огромными рулонами бумаги, сменяя друг друга за рулем, спят в тесной кабинке. Проезжают Тамбовскую область, делая короткие остановки у стационарных пунктов ГАИ, может быть, самых безопасных точках в дороге, чтобы спросить, далеко ли следующий такой пункт, возле которого можно хоть спокойно поспать в машине. Оказалось – часах в двух езды.

И примерно через час их обгоняет жигулёнок и перегораживает дорогу. Четыре местных парня с интересом рассматривают казахстанские номера, высокого улыбающегося казаха, вышедшего из машины, доходчиво объясняют, что надо заплатить за проезд по трассе, и называют несусветную сумму. Абдильда успел спрятать в кабине несколько сотен долларов, сэкономленных на покупке бумаги (прямая работа с поставщиком и оплата налом, как вы понимаете, позволяла иногда отложить сэкономленное на следующую партию рулонов) и твердо решил откупиться от местной «бригады» небольшими российскими деньгами. Вывернул бумажник с остатками рублей на еду в дороге – вот всё что есть, пацаны. Пацаны спрашивают, кто такие, чем занимаетесь? Да вот издаем частную газету в Гурьеве. Показал экземпляр старого номера, в который заворачивал бутерброды. В бригаде оказался парень с образованием. Он внимательно просмотрел четырехстраничный формата А2 черно-белый «Ак Жайык», даже изучил выходные данные и тираж, прочитал заголовки про коррупцию, браконьерство,город без горячей воды и т. д.

«Леха, – сказал «эксперт» бригадиру. – Прикинь, у них даже гороскопа нет». «Будет гороскоп обязательно», – осторожно пошутил Абдильда, догадываясь, что эти ребята с ближайшего райцентра уже поняли: бабками здесь не пахнет. Бригадир хмуро пересчитал мятые рубли, махнул рукой и отпустил грузовик из Казахстана…

Как потом рассказывал Абдильда, этот смешной случай поднял ему настроение в дороге. И дело не в спасенных 500 долларах из кассы редакции.Чутье ему подсказывало: гороскоп на ближайшие годы для его дела хороший. Надо только перетерпеть все неурядицы в долгой дороге.

Сабыр КАИРХАНОВ

*****

Помню  
60 лет. Юбилей. Не отмечаем. Просто помним. 
Абдильда никогда не отмечал свои дни рождения, и юбилеи тоже. Считал это лишним, ненужным. Отшучивался: “Что, мне 100 лет, или я какой-то великий человек?” Возможно с друзьями и отмечал, а мы ограничивались телефонными поздравлениями. Сам же никогда не забывал поздравить всех нас. 
И лишь единственный раз, в последний год жизни, на 58-летие, сам предложил: «Давайте посидим на мой день рождения» (за два дня до этого он узнал о своём диагнозе). В тот день в городе были только старший брат и две сестры, семья. 
Поздравляли, о болезни не говорили, а в голове у всех одна мысль – «как же так, братишка?!» 
Когда Абдильда начинал создавать свою газету, это воспринималось как что-то временное, даже абсурдное. На переживания отца по этому поводу и просьбу поговорить с ним я сказала: «У него такой характер, что он отступится только тогда, когда сам поймёт, что из этого ничего не выйдет. Пусть попробует. Сейчас время молодых». 
Потом, со временем, когда газета твёрдо встала на ноги, я часто думала – как, каким образом вообще 30-летнему парню пришла в голову эта мысль о создании собственной газеты?
Причём начинал Абдильда в одиночку, под шутки знакомых... Да и выглядела газета вначале действительно какой-то листовкой с непонятным названием «Компаньон». 
Помню, как-то в квартиру родителей постучали какие-то ребята и предложили купить «Компаньон». Купили, посмеивались – «надо же, с доставкой на дом». С тех пор вся семья покупала, а потом и подписывалась на его газету. Он никогда не приносил газету, говорил «покупайте». 
Думаю, только его уверенность, настойчивость, какая-то внутренняя смелость, умение продумывать все шаги наперёд и помогли добиться намеченной цели. 
В середине 90-х годов газета выиграла грант, решено было открыть собственную типографию, но денег всё равно не хватало. Ребята взяли кредит под залог своих квартир. Рискованно... Но в этом был весь Абдильда. 
О том, с какими сложностями, трудностями, противостоянием в те годы сталкивалась газета, я узнавала из рассказов Абдильды, но чаще случайно. Иногда пыталась «вразумить», на что получала ответ: «Мы работаем честно, говорим правду, если этого не будем делать, зачем тогда вообще эта газета нужна?» 
Когда Абдильда приезжал в Алматы, обязательно приходил,  и мы подолгу, часами разговаривали. Конечно, в основном о его работе, он гордился высокими рейтингами «Ак Жайыка», рассказывал о предстоящих планах. Естественно, касались событий в нашей семье. Абдильде всегда хотелось всё знать, советовать, помогать. Порой это наверное и раздражало нас, все давно уже взрослые, состоявшиеся. Но ему казалось, что только он может решить наши проблемы, посильно помочь. Очевидно, это оттого, что он долгие годы руководил большим коллективом. 
У Абдильды, как и у каждого из нас, был непростой характер. Он мог иной раз быть жёстким, непреклонным в каких-то вопросах, но был справедлив и принципиален. Умел держать данное слово или обещание. А главное, по натуре был добрым, отходчивым, многое прощал. Но никогда не мог простить предательства, обмана. И очень сильно расстраивался, переживал, не мог понять. 
Абдильда умел признавать свои ошибки, извинялся, если был неправ. Иногда мы с ним могли подолгу спорить, каждый доказывая свою правду. Как-то он, признав свою неправоту, сказал: «А ты права, и откуда ты всё знаешь?» На что я ответила: «Всё же я старше тебя почти на 11 лет, а значит на 11 лет умнее!» И позже, когда возникали подобные ситуации, он, посмеиваясь, говорил: «Ну да, ты же на 11 лет умнее»… 
Мы с Абдильдой были очень близки, во многом схожи, могли с полуслова понять друг друга. Может это потому, что в молодости почти 4 года прожили вместе. И начинал он свой путь журналиста на моих глазах: поступал на журфак университета, писал свои стихи и рассказы, читал их вечерами мне, первые публикации в тогдашней «Ленинской смене» тоже были при мне... 
Сегодня для меня мысль о том, что Абдильды нет с нами, что никогда больше я не увижу, не поговорю с братом… эта мысль просто не воспринимается. И наверняка «никакое время не излечит»... 
Гульжан Мукашева, сестра

*****

Любимый, неповторимый брат наш

Нелегко говорить о моём дорогом и любимом младшем брате Абдильде в прошедшем времени. Для нас он всегда был заботливым и уважительным, опорой и поддержкой. По-особенному он был внимателен к моей семье, моим  детям. Дети и я советовались с ним. В том, что мои дети смогли добиться неплохих достижений в своей жизни, самостоятельно решают жизненные вопросы – несомненно, есть заслуга Абдильды. Он был ярким и достойным  примером для них в отношении к работе, окружающим людям, в том, что надо упорно и настойчиво добиваться поставленной цели. Он мог подолгу беседовать с ними, направляя и поддерживая, за что я безмерно благодарна брату. Его ранний внезапный уход из жизни в расцвете сил стал невосполнимой утратой для нас всех.  

И накануне его 60-летнего юбилея с болью, но в то же время с особой любовью и теплотой мы вспоминаем мгновения из жизни нашего Абдильды. Абдильда навсегда останется в нашей памяти любимым, неповторимым братом.

Райса Мукашева, сестра

*****

Бәрімізді қанатының астына алған асыл азамат

Өмір, өмір... Өмір ұзақтығымен өлшенбейді, мазмұнымен өлшенеді демекші, қысқа ғұмырында мазмұнды, мәнді өмір кешіп өткен біз үшін ұлы адам - нағашымыз Әбділдә аға тірі болса 30 қыркүйекте 60 жасқа толар еді. Әттең келте ғұмыр-ай! Әбекең жайлы, ол кісінің халыққа жасаған жақсылығы, өзінің қарамағындағы қызметкерлеріне көрсеткен көмегі, берген ақыл-кеңестері жайлы бірнеше кітап жазуға болады деп ойлаймыз. Тағдырдың жазуымен, әрине ағамыздың көмегімен біз де Әбекеңнің өзі құрған "Ақ Жайық" мекемесінде 20 жылдай еңбек еттік. Қаншама адамды, ағайын-туысты бауырына тартып, қанатының астына алды. Қанша адамға баспаналы болуға, жоғары білім алуға көмектесті. Ақыл-кеңесін беріп, бар білгенін үйретті, науқас жандарды ақысын төлеп емдетті. Қаншама адам Әбекеңнің мектебінен өтіп, ағайдың арқасында үлкен жетістіктерге жеттік. Өрімдей жап-жас боп келіп, "Ақ Жайық" атты өмір мектебінен білім нәрімен сусындап, үлкен өмірге жол тарттық. Бәрі көз алдымызда өтті. Ағай, жарықтық, өте кішіпейіл, салмақты, данышпан, жанашыр, ішкі дүниесі келбетіне сай өте көркем еді. Алға қойған арман-мақсаттары көп болатын, әттең, өмірі қысқа болды. Шындықты шырқырап жазып, халқының қамын ойлап жүріп, аққан жұлдыздай жарқырап өмірден өтті. Ағайдың ауыр науқасқа шалдыққанын естігенде есеңгіреп қалып едік, әлі күнге дейін бұл қалай болды дейміз. Жаныңыз жаннатта болсын, Әбділдә аға! Халыққа жасаған бар жақсылығыңыз ұрпағыңыздың алдынан, бауырларыңыздың алдынан шықсын, жан аға! "Өлді деуге бола ма, айтыңдаршы, өлмейтұғын артында сөз қалдырған" демекші, сіз біз үшін өлген жоқсыз, Әбеке! Ел есіндегі есіміңіз аспандағы жұлдыздың бірі боп жарқырай берсін! Сізге деген алғысымыз шексіз. Сіз мәңгі есіміздесіз!

Жиен қарындасы Гүлсім

*****

Сердцу не забыть! 

...Редакция областной газеты «Прикаспийская коммуна». 90-й год... Коллективу выдали на всех одну пачку стирального порошка. Решили бросить жребий – кому выпадет. И тут встал Абдильда: "Считаю, что этот порошок нужно отдать Лене Есенгариной, ведь у нее тяжело болеет мать, и ей он нужнее, чем нам". Эти его слова и стали окончательным решением « жеребьевки». В это непонятное время, когда говорили о том, что нужно приспосабливаться к жестким требованиям новых рыночных отношений, он сумел сохранить человечность, не потерял главную свою способность – сострадать попавшему в беду. Его отзывчивое сердце не знало покоя. Оно всегда было распахнуто навстречу людям. Однажды, перед встречей Нового года, буквально 30 или 31-го декабря я шла домой с огромной елью. Навстречу Абдильда с сынишкой, идут из детского сада, спешат домой. Он мне: Регина, ты что в Кремле живешь? Куда и как поставишь эту ель? Пойдем, я помогу установить! Зайдя к нам домой, срубил ствол, обтесал, установил в крестовину и остался доволен работой: «Вот теперь порядок!». Я побросала игрушки в пакет его сынишки... Этот Новый год запомнился. Мне кажется, я знала его всю жизнь. Память листает страницы вместе пройденного журналистского пути. Примеров его доброты, бескорыстного отношения к людям множество. Он встает в моей памяти живым, весёлым, ироничным, искрящимся юмором. Он и сегодня среди нас. 

Регина Валишева,  журналист, член Союза журналистов Республики Казахстан


30 сентября 2020, 09:24

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz