Фото с сайта time.kz
В 2020 году режим работы общественного транспорта в городах Казахстана претерпел вынужденные меры корректировок. Но и в послабленном графике в некоторых регионах страны автобусные парки не в полной мере справляются со своим функционалом. Согласно аналитическим данным, в Казахстане имеется в наличие более 12 тыс. единиц изношенной техники, половина из которых в критическом состоянии, передает Время.
Худшие показатели качества общественного транспорта в Западно-Казахстанской, Туркестанской и Кызылординской областях. Не лучшая статистика и в городе Алматы и Алматинской области, где основная доля загрязнения воздуха приходится на выбросы от транспорта, а парками ранее проводился закуп техники на дизельном топливе.
В проблемном состоянии находятся межгородские и внутриобластные перевозки Казахстана, на маршрутах которых зачастую можно встретить технику старше 30 лет.
Передовыми по активному обновлению своих парков являются Нур-Султан, Шымкент и Акмолинская область.
Не откладывают масштабное обновление Северо-Казахстанская, Жамбылская и Карагандинская области.
Так, к примеру, по поручению акима Карагандинской области Жениса Касымбека в регионе до конца года будет обновлено 275 единиц общественного транспорта.
Повышение уровня безопасности пассажиров и экологическая сохранность городов и областей страны стали возможными благодаря программе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан по обновлению и модернизации общественного транспорта отечественными автобусами, которая осуществляется совместно с АО «БРК-Лизинг».
Сейчас в стране работает сразу несколько заводов по производству автобусов и электробусов.
Лидером по объемам выпускаемой техники является костанайский «СарыаркаАвтоПром», который к сегодняшнему дню произвел 2413 единиц техники. В нынешнем году завод поставил 713 единиц автобусов и электробусов Yutong и Ankai.
Первый в Казахстане завод по выпуску общественного транспорта Daewoo Bus Kazakhstan с момента основания произвел 1613 единиц техники. В первые восемь месяцев текущего года предприятие выпустило 266 единиц автобусов марки Daewoo.
Объемы завода по производству коммерческой техники Hyundai Trans Auto составляют более 1000 единиц. В 2019 году завод начал производство автобусов марки Golden Dragon, выпустив за первый год 78 автобусов. Предприятие ведет строительство цехов по сварке и окраске кузовов общественного транспорта, где с конвейера будут выходить электробусы и троллейбусы.
С недавнего времени свое производство в Семее организовал завод «СемАЗ», который в нынешнем году выпустил 160 автобусов ГАЗ и Dong Feng.
Мировая тенденция перехода городского и межрегионального общественного транспорта на экологически чистый вид техники с альтернативным топливом постепенно приходит и в Казахстан.
Уже сейчас в Нур-Султане, Павлодаре и Актау можно встретить маршруты отечественных электробусов.
Визитные карточки страны – курортные зоны, такие как Боровое, вскоре тоже могут перейти на экологически чистый вид транспорта.
Развитие электробусов поддержит строящийся в Сарани (Карагандинская обл.) завод QazTehna, который будет производить пассажирскую и спецтехнику Yutong.
Новый завод планирует выпускать порядка 1200 единиц автобусов в год.
Сергей САДЫКОВ, Алматы