На очередном судебном заседании продолжился допрос следователя по особо важным делам департамента по противодействию коррупции по Атырауской области Мейрамбека СИПУЛЛАЕВА. Кроме него были вызваны в качестве свидетелей заместитель начальника следственного отдела ГУП Атырау Адильхан УРАЗБАЕВ и следователь по особо важным делам департамента по противодействию коррупции Аскарбек ЕРМУКАШЕВ, возглавлявший межведомственную следственно-оперативную группу, созданную 23 октября 2019 года.
Допрос Сипуллаева был продолжен главным подсудимым – бывшим главврачом областного перинатального центра Куанышем НЫСАНБАЕВЫМ. Он начал с вопроса, почему его действия были переквалифицированы со статьи 317 УК РК («Ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским работником») на более «тяжёлую» 99-ую («Убийство»). И попросил разъяснить: если межведомственная следственно-оперативная группа была создана позже, а переквалификация статьи была произведена 30 сентября, когда Сипуллаев руководил оперативной группой, ведшей негласные следственные действия – то кем была изменена квалификация и на основании каких показаний свидетелей?
Сипуллаев ответил, что обвинение по статье «Убийство» было предъявлено на основании не только показаний свидетелей, но и сведений и вещественных доказательств, полученных в ходе досудебного расследования. И добавил, что все они приобщены к материалам уголовного дела, с которым ознакомлены и подсудимые, и адвокаты.
Далее Нысанбаев уточнил:
– Значит вы квалифицировали обвинение?
Сипуллаев:
– Да, так как мною было вынесено постановление, я квалифицировал обвинение.
Нысанбаев обратился к судье:
– Я не получил конкретного ответа на свой вопрос и прошу озвучить фамилии тех свидетелей, кто дал показания против меня. Сипуллаев повторил:
– Все показания свидетелей приобщены к делу.
В дальнейшем Нысанбаев и его адвокат Жамбыл МУКАШЕВ ещё несколько раз, по-разному формулируя, спрашивали, почему Сипуллаев переквалифицировал обвинение с 317-й на 99-ю и откуда взялось обвинение в «предварительном сговоре». Сипуллаев и прокурор Магомед ЕСЕНБОЛАТОВ возразили, что всё это уже похоже на правовую оценку действий следователя, хотя он приглашен в качестве свидетеля.
По завершении допроса Сипуллаева в зал суда были вызваны следователи Уразбаев и Ермукашев. Уразбаеву тоже был задан вопрос о переквалификации уголовной статьи – тот ответил, что обвинительный акт составил Аскарбек Ермукашев, и он же переквалифицировал действия подсудимых.
СМЕЛАЯ ВЕРСИЯ АДВОКАТА МУКАШЕВА
Адвокат подсудимого акушера-гинеколога Аскара Каиржана Бакберген АЙТМАМБЕТОВ внёс ходатайство об оглашении в суде жалобы Каиржана на нарушения в ходе досудебного расследования – речь, в частности, идёт о принудительном проведении очной ставки. Затем были заданы вопросы о молекулярно-генетической экспертизе и эксгумации трупов младенцев Нуржамал ТУРУМБЕТОВОЙ и ещё одной роженицы – Розы МОЛДАГАЛИЕВОЙ, чей ребёнок умер через несколько часов после родов 13 сентября прошлого года. Этот эпизод по статье 361 УК РК («Злоупотребление должностными полномочиями») будет рассматриваться на последующих заседаниях, но адвокат Мукашев уже сейчас заявил, что не исключает подмены трупов младенцев.
Адвокат Мукашев:
– Это вы составляли протокол выемки биоматериалов и стеклопакетов, а также трупа младенца Молдагалиевой из холодильника патолого-анатомического бюро?
Адильхан Уразбаев:
– Вообще было назначено 3 экспертизы в отношении 3 младенцев. Было произведено 3 эксгумации: две в Атырау, одна в Кульсары. Когда мы эксгумировали их тела, каждое положили в отдельный контейнер, опечатали и надписали, чьи они. Всё это от начала до конца снималось на видео. Трупы хранились в холодильнике патолого-анатомического бюро города Атырау до приезда экспертов из Караганды. Мы им предоставили эти опечатанные контейнеры.
– 21 ноября вами была назначена молекулярно-генетическая экспертиза в отношении младенца Молдагалиевой. В связи с чем?
– Кроме младенца Турумбетовой были назначены еще 2 молекулярно-генетические экспертизы. Потому что у нас возникло подозрение, действительно ли биоматериалы, которые хранятся в патолого-анатомическом бюро, относятся к младенцу Молдагалиевой.
У СЛЕДСТВИЯ ВСЁ ЗАПИСАНО
Подсудимый Нысанбаев задал Уразбаеву вопрос по эксгумации трупов младенцев:
– По закону в течение какого времени вступает в законную силу постановление суда?
– Вы же говорите про постановление об эксгумации? Постановление суда вступает в законную силу с момента его вынесения.
– Когда была произведена эксгумация трупа младенца Молдагалиевой?
– Точно не помню, но это было за день до приезда экспертов из Караганды.
– Где вы её провели?
– В городе Кульсары, где он был захоронен.
– Сколько раз эксперты Караганды приезжали в Атырау?
– Один раз.
– После эксгумации младенца Молдагалиевой через сколько дней вы вернули труп для перезахоронения?
– Если не ошибаюсь на другой день, или в течение одного-двух дней.
– А младенца Турумбетовой?
– То же самое.
– Здесь давал показания муж потерпевшей Турумбетовой – он сказал, что труп вернули через 5 дней после эксгумации. Где вы хранили труп эти 5 дней?
Тут Уразбаев, чтобы быть точным, попросил посмотреть материалы дела. Найдя нужную страницу, он ответил, что эксгумация младенца Турумбетовой была проведена 18 октября, на следующий день труп передали на экспертизу, а 20-го он был отдан родственникам для перезахоронения:
– Всё фиксировалось на видео, там есть даты и время.
Айнур САПАРОВА
Фото и видео автора