В Казахстане пандемия COVID-19 оказывает существенное негативное воздействие на обучение и ведет к увеличению числа функционально неграмотных учащихся. Об этом говорится в докладе Всемирного банка по Казахстану.
По мнению авторов доклада, потери в обучении будут иметь последствия для экономики Казахстана в течение десятилетий.
Докладчики отмечают, что по результатам PISA 2018 года успеваемость учащихся снизилась с уровня 2012 года и была на 100 баллов PISA (это примерно эквивалентно двум с половиной годам обучения в школе).
«Результаты около двух третей учащихся, протестированных в рамках PISA, были ниже порога функциональной грамотности. Несмотря на эти вызовы, в Казахстане в связи с COVID-19 пришлось закрыть школы и перейти к вынужденному удаленному обучению с использованием онлайн-платформ и телевидения. Однако вследствие вынужденного характера инициатив по удаленному обучению, эффективность, вероятно, будет ниже, чем при очном обучении.
Исходя из предположения, что школы в среднем закрыты приблизительно на четыре месяца и что удаленное обучение в стране в два раза менее эффективное, чем очное обучение, можно сделать вывод, что уровень обучения в Казахстане снизится на эквивалент 8 баллов PISA (см. Рисунок 11), что еще больше усилит тенденцию к снижению уровня успеваемости в стране.
«Поскольку в настоящее время уровень подготовленности большинства учащихся в стране находится в районе порога функциональной грамотности и некоторые учащиеся отстанут больше, чем другие, можно предположить, что процент учащихся, не обладающих функциональной грамотностью, увеличится на 3 процентных пункта (с 64 до 67 процентов)».
В докладе говорится, что увеличение разрыва в достижениях приведет к увеличению отсева из средних школ в среднесрочной перспективе, особенно среди учащихся из малообеспеченных семей.
«Воздействие COVID-19 на образование и потери в обучении для затронутых учащихся будет иметь последствия для экономики, которые буду ощущаться в течение десятилетий», - говорится в докладе.