Атырау, 28 марта 18:51
 ясноВ Атырау 0
$ 449.58
€ 486.94
₽ 4.86

«Если в сентябре снова будет “удалёнка” – уволюсь из школы»

44 198 просмотров

Работа в режиме 24 на 7, очень слабый интернет, системные проблемы при использовании электронного дневника «Кунделик», истерики родителей и нагоняи от начальства – все эти «прелести» сопровождали учебный процесс в 4-й четверти. Повторения учителя ни в коем случае не хотят.

Ввиду дефицита кадров в младшей школе моя собеседница, как и некоторые другие ее коллеги, ведет классное руководство сразу в двух классах – в 1-м и 4-м. В первую же неделю занятий у нее полетел смартфон – не выдержал огромного количества сообщений в вотсап и на электронную почту. По ее словам, обновить или отремонтировать свои гаджеты пришлось практически всем учителям. Кто-то временно пользовался телефонами родственников. Чтобы не копаться и не искать в ленте сообщения от каждого ученика отдельно, предметники, работающие в средних и старших классах, назначали ответственных за сбор домашних работ. Все ученики класса скидывали ему фотографии с готовыми работами, а тот отправлял преподавателю.

От использования Zoom в этой школе отказались еще на этапе подготовки к дистанционному образованию. Потому что элементарно половина коллектива не смогла принять участие в совещании, устроенном на этой платформе. Министерство объявило, что площадка будет бесплатной, на самом деле сеансы ограничены по времени. Уложиться в бесплатные минуты у учителей младших классов не получалось, так как не все родители могли вовремя подключить детей к уроку. Поэтому занятия шли по другой схеме: с утра учителя скидывали ссылки на видеоуроки (сами подыскивали на просторах ютуба подходящие) и домашние задания. В течение дня дети должны были прислать готовые ответы. Если что-то непонятно, звонили учителям. Учитывая, что в первом классе даже в обычном режиме работы домашние задания вызывают кучу вопросов, учителя отправляли разъяснения в вотсап-группу родителей. Но и в этом случае родители перезванивали, чтобы уточнить, правильно ли они всё поняли. Шквал звонков начинался вечером, когда взрослые, придя с работы и поужинав, приступали к проверке домашних заданий.

МАМА, ОНА ЖЕ УЧИТЕЛЬ, ОНА ЖЕ РЕПЕТИТОР

Особенно тяжело пришлось первоклашкам. Если старшеклассники выполняли только домашние занятия, то малышам приходилось писать и классную работу, и домашнюю. Двойная нагрузка была в те дни, когда по расписанию шли два урока грамоты. Нелегкий груз лег и на плечи их родителей, которым пришлось примерить на себя роль учителей и репетиторов – ведь учебные центры, как и школы, тоже были закрыты. Опрос в видеочатах занял бы много времени, поэтому многие педагоги младших классов их не проводили. Дети присылали аудиозаписи, на которых читали стихи или пересказывали темы по «Познанию мира».

Нам повезло, что карантин начался в то время, когда дети уже научились читать и писать. Сейчас ходят разговоры, что и в новом учебном году мы будем заниматься дистанционно. Как в таких условиях будут работать учителя нулевого и первого классов, я не знаю. Не представляю себе методику обучения грамматике и математике по телефону. Наверное, если в новом учебном году опять будет дистанционка, я уволюсь, – говорит моя собеседница.

«Кунделик» нещадно зависал, учителя пробовали заходить в систему в разное время суток, чтобы «поймать» онлайн-дневник в рабочем состоянии. Бросать эту затею ни в коем случае было нельзя. Ведь в «Кунделик» они не только выставляют оценки, но и заполняют маршрутные листы с домашними заданиями и прочую документацию. Некоторые родители дотошно отслеживали все изменения в дневниках. Не выставишь оценку вовремя – сразу жалуются директору. Несмотря на приказ министра освободить учителей от лишних нагрузок и отчетности, в некоторых школах этого делать не стали. Завучи требовали от учителей отчет о воспитательной работе. Классные руководители должны были скидывать видео- и фотоотчеты классных часов на разные темы. Министр далеко, ему не пожалуешься, а завуч близко.

ПАПА У ВАСИ СИЛЁН В МАТЕМАТИКЕ

У нас в школе много детей из малообеспеченных семей, не имеющих домашних компьютеров и доступа к интернету. Нам пообещали, что их дома подключат к интернету. Мы собрали с них заявки, раздали детям имеющиеся в школе компьютеры. Но потом провайдер отказался якобы слишком много желающих. Никакого прока от компьютеров детям не было. В конце учебного года мы их собрали снова. У меня в классе есть ребенок, мама которого одна воспитывает троих детей. Своего телефона у мальчика нет, домашние задания он отправлял с маминого смартфона. Когда переставили приходить сообщения, я понимала, что у мамы закончились деньги на телефоне. Пополнив баланс, она скидывала домашние работы сразу за несколько дней. Так не по правилам, но что делать? – делится учительница. Впрочем, данная ситуация вызывает сочувствие. Но в других случаях родители в заботе о детях переходили границы. Так, все домашние задания троечников вдруг стали просто образцовыми и явно списанными с интернет-ресурсов. На 4-ю четверть пришлась ораза, и потому родители считали возможным присылать домашние задания в 3 ночи и тут же перезванивать, чтобы узнать – какую оценку учитель поставила их чаду. Родители старались помочь детям даже при выполнении суммативного оценивания разделов и четверти. Некоторые родители доходили до того, что своим почерком писали упражнения за детей, решали задачи. А на просьбу учителя не помогать своим детям отвечали: это он мне диктовал, а я просто записывала.

ЗАТО ВСЕ ВЫПЛАТЫ – ПО РАСПИСАНИЮ

По мнению учителей, качество образования заметно упало. Выполненные домашние задания в 4-й четверти можно назвать образцовыми. Но как понять – сделал ли ребенок это сам, списал в интернете или ему помогали родители? Обычно такие моменты прояснялись в школе – при устных ответах, письменных проверках. При дистанционном образовании у учителей не было возможности проводить объективную оценку знаний учащихся. Поэтому некоторые преподаватели, не мудрствуя лукаво, в 4-й четверти выставили те же оценки, что были у ребенка ранее. Обратная связь с детьми младшего школьного звена была затруднена. В то же время именно младшеклассники больше всех нуждались в обратной связи с учителем, в его наставлении, похвалах и замечаниях.

Второй момент: опыт четвертой четверти показал, что казахстанские образовательные платформы не готовы к дистанционному образованию. У учителей уходило много времени на то, чтобы загрузить в «Кунделик» всю необходимую информацию по урокам, темам, маршрутные листы с домашними заданиями, выставить оценки. Качество записанных уроков тоже не было безупречным.

Третья проблема – проверка домашних заданий занимала кучу времени: дети сдавали их не все вместе, как в школе, а в своем режиме. Кто-то мог прислать до обеда, а кто-то и поздно ночью. У многих детей были проблемы с дисциплиной и раньше, а дома, порой без присмотра родителей, они только усугубились. Навыками самостоятельного обучения владеют буквально единицы.

Единственный плюс – нам ни разу за это время не задержали зарплату, надбавку за категорию, а также 30% надбавку за работу по обновленной программе. А раньше две последние выплаты нередко выдавали с опозданием, – говорят учителя.

УЧИТЕЛЯ ОСВОИЛИ ИНТЕРНЕТ

Обязать учителей работать на платформе Zoom мы не имели права. Но с начала четверти активно обсуждали разные способы проведения занятий, и большинство педагогов пришло к выводу, что работать, не видя детей, нельзя, говорит директор одного из лицеев Атырау. – Поэтому решено было активно использовать видеозвонки и конференции в Zoom. Учитель обязательно обзванивал несколько учеников день, и они устно отвечали ему на вопросы по пройденным темам. Таким образом, за четверть учитель успевал опросить всех учащихся хотя бы по одному разу. Также мы организовали обратную связь с родителями, чтобы взглянуть на дистанционное образование их глазами. По их мнению, чтобы компенсировать отсутствие полноценных уроков, учителя задавали очень много домашних заданий. Поэтому мы сделали упор на профильных для нашего лицея предметах.

По ее мнению, плюсом дистанционного обучения стало то, что учителя заметно повысили свой уровень владения информационными технологиями, стали активнее пользоваться различными образовательными платформами, программами для подготовки презентаций и обычными месседжерами.

Однако минусов очевидно больше. Возрастает нагрузка на учителей, а в младших классах и на родителей.

Учиться можно в любом возрасте, – говорит и. о. директора методического центра областного Управления образования Орынтай БИМАНОВА. И это не об учениках, а об учителях. 16 марта на дистанционное обучение перешли среднеспециальные и среднетехнические учебные заведения области, а 6 апреля – школы. Этому предшествовал этап подготовки.

В области 100 методистов и 12 тысяч учителей, плюс преподаватели колледжей. Нам на помощь пришли специалисты центра повышения квалификации «Орлеу» и центра педагогического мастерства при НИШ. Благодаря им мы смогли в отведенные сроки обучить учителей работе в дистанционном режиме. Если раньше, скажем, в 2007 году, речь шла о компьютерной грамотности, то сейчас уже о цифровой.  Когда появилась необходимость выбрать платформу для обучения, учителя предпочли Zoom и Google Classroom. Обе платформы предоставляют массу возможностей для своих пользователей. В Google Classroom можно проводить анкетирование, тестирование, презентации, добавлять рисунки, таблицы, инфографику, ссылки на видео. Все это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, вызывает интерес учащихся. Учителя до поздней ночи проводили конференции в Zoom, созванивались и в 9 и 10 часов вечера, делились своими открытиями, наработками, советовали друг другу, как дополнить урок по той или иной теме. Я увидела много педагогов, которые хотят развиваться. С жаром первокурсниц они впитывали новые знания, им интересно знать, как все это работает, у них масса идей, которыми им хочется делиться с коллегами. Причем среди энтузиастов педагоги самого разного возраста и опыта – те, кто, только пришел в школу со студенческой скамьи, и те, кто отработал в образовании несколько десятилетий, – рассказывает директор.

ИДЕЙ МНОГО, ВОЗМОЖНОСТЕЙ МАЛО

Однако на выходе многие задумки столкнулись с реальностью: не у всех детей дома есть компьютеры, или один ПК используют сразу несколько школьников в семье, у родителей нет возможности скачать необходимые программы на телефон, или дома нет интернета. Кроме того, каждый учитель требовал скачать ту платформу, которая удобна и интересна ему: одни просили выполнять задания только в «Кунделик», другие скидывать выполненные домашние задания в вотсап или в телеграм, третьи на почту. Родители стали возмущаться и потребовали от администрации школ выбрать единую форму отчетности по домашним заданиям. Планировалось, что такой платформой должен стать "Кунделик". У колледжей есть программы Platonus, EduPage, где имеются учебная аудитория, журнал, расписание, индивидуальный учебный план, календарь. Здесь можно видеть, когда студент заходил на платформу, какие действия совершал, какие задания выполнил. И колледжи пользуются этими платформами. «Кунделик» должен быть стать аналогичной площадкой для школьников. Но не сложилось. Во-первых, в силу того, что в школе занимаются дети разного возраста, в том числе шестилетние первоклашки, для которых программа довольно сложна. Во-вторых, платформа не выдерживала обрушившейся на нее нагрузки – доступ в систему имеют педагоги, учащиеся и их родители и часто зависала.

Вопрос о том, что в каком формате будет вестись обучение в новом учебном году, пока остается открытым. По мнению Орынтай Бимановой, в данное время у педагогов есть возможность подтянуть знания в области цифровых технологий. К примеру, на платформе daryn.online есть различные курсы для учителей. Центр повышения квалификации «Орлеу» проводит обучение педагогов.

Все учителя сходятся в одном новый учебный год будет нелегким для всех. Даже если дети будут учиться в обычном режиме, им придется восполнять те пробелы, которые образовались во время дистанционного обучения.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

4 июля 2020, 12:43

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz