В прошлый четверг опять горела городская свалка. На этот раз горожанам повезло: ветер уносил клубы белого дыма в противоположную от города сторону.
За день до пожара руководитель одной из компаний-природопользователей, расположенной в районе городской свалки, жаловался мне, что он платит большие деньги за нанесение вреда природе. В то время как свалка, которая тлеет 300 дней в году, наносит более ощутимый вред экологии города, чем его родное предприятие. “О нас все пишут, заставляют платить штрафы, а свалка – государственная, поэтому их никто не трогает”, – возмущался мой собеседник.
Вообще-то свалку мы периодически «трогаем», только вот бесполезно. Наверное, группе ученых под руководством Рысты Куттугуловой из Республиканского научно-исследовательского Центра охраны атмосферного воздуха,с недавнего времени занимающихся исследованиями атырауской экологии, стоит исследовать наш воздух и на предмет присутствия диоксинов. Последние представляют собой т.н. “грязную дюжину” – группу опасных химических веществ, известных как стойкие органические загрязнители. Ониразрушают гормональную систeму чeловeка, приводят к иммунодeфициту, росту жeнских болeзнeй, дeтской смeртности и инвалидности, снижeнию рождаeмости.
Основными виновниками выбросов диоксинов в окружающую среду считают неконтролируемые мусоросжигательные установки (для твердых и больничных отходов) из-за неполного сжигания отходов. Напомним также, что во время последнего доклада Р. Куттугулова сообщала и о повсеместном заражении почвы в Атырау тяжелыми металлами, содержание которых в окружающей среде тоже увеличивается после сжигания мусора.
Директор КГП «Спецавтобаза» Дулат ТУРГУМБАЕВ, в чьём ведении находится городская свалка, факт пожара не отрицал.
– А я и не скрываю. Пока мы заметили участок возгорания, из-за ветра огонь уже перекинулся на соседний участок. Сегодня вечером обязательно потушим (разговор происходил в пятницу). Раньше к нам приходили экологи, грозили оштрафовать. А я им говорю то же, что и вам, свалка давно себя исчерпала.
Напомним, что строительство нового полигона идёт несколько лет. На строительство выделены более 1,5 млрд тенге, а строит его ТОО «СнабОйл».
– А что со строительством нового полигона? Он решит наши проблемы раз и навсегда?
– Вроде подходит к концу, но я написал ряд замечаний к проекту. Принцип работы на новом полигоне мало отличается от методов, применяемых на старом. Весь мусор – и органика, и твердые отходы – также будет складироваться, присыпаться сверху грунтом. Отличие в том, что через накопитель свалочный газ, образующийся в недрах мусорных развалов, планируется использовать в бытовых целях. По проекту там предусмотрен дренаж для сточных вод и три накопителя. Но будущее всё же за переработкой. Для горожан после ввода в эксплуатацию нового полигона, строительство которого было сопряжено с огромными затратами, тарифы вырастут раз в 5. Тогда как в случае переработки мусора можно окупить затраты. Вместо того чтобы впустую сжигать мусор, из органических отходов выгодно делать удобрения, а вторсырьё продавать или перерабатывать. Всё это можно делать постепенно, сначала наладить переработку органики, а потом поэтапно и всего остального, а не стараться сделать всё сразу.
Начальник областного управления энергетики и ЖКХ Бауржан ЖАЙСАНОВподтвердил, что в облакимате тоже задумались над необходимостью переработки мусора. Но в подробности вдаваться не стал.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА