Все как в телерекламе: «Обтягивающее не носить, белое не надевать, не танцевать»… Никаких прозрачных тканей и стиля «уни». Одежда должна быть яркой и в то же время сдержанной. С модными тенденциями, но с учетом национального колорита. Ах, да, никаких турецких и арабских веяний – все должно быть по-казахски. Ну, творите! Такие жесткие рамки поставили организаторы первого республиканского конкурса «Мусульманская коллекция: национальный стиль» двенадцати казахстанским модельерам из разных уголков нашей страны.
Наша землячка Жумагуль ДЮСЕНГАЛИЕВА (на снимке), которая участвовала в этом конкурсе в Астане, утерла нос маститым казахстанским кутюрье и заняла первое место. При этом она вовсе не имеет дизайнерского образования. Эта уникальная женщина по профессии музыкант, домбристка. В отличие от других модельеров, которые узнали об этом конкурсе за два месяца, Жумагуль была поставлена в известность всего за десять дней до его начала.
– Все эти десять дней и десять ночей я и мои помощницы – швея Жанар Сисенова и Куляш апа придумывали, выбирали ткани, украшали, резали и шили в поте лица. И даже не подозревали, что именно нашу коллекцию признают самой лучшей, - говорит Жумагуль.
– В чем вообще была суть этого конкурса?
– Сейчас женщины-мусульманки используют турецкий, арабский стили в своей одежде. Темные и блеклые тона –это вообще не казахский стиль. Одежда казахской женщины наоборот всегда пестрила, играла тонами и красками. Цель конкурса как раз и состояла в том, чтобы выработать свой национальный стиль.
– Мода – это способ самовыражения, привлечения к себе любимой внимания, подчеркивания женской неотразимости. Разве ислам все эти «низменные» порывы женской души не отрицает? Одежда мусульманки должна быть скромной, неброской, демонстрирующей недоступность…
–Я думаю, что каждая женщина должна быть активной и занимать своё место в обществе. Да, семья и дети на первом месте, но это еще не вся жизнь. Есть ещё работа, друзья, родственники. Женщина-мусульманка на каблучках, одетая современно, в соответствии с национальной спецификой, а также с учетом требований шариата (голова, шея, живот и бедра должны быть прикрыты), но красиво и модно – почему нет? Многие мусульманки хотели бы одеваться красиво, но то, что предоставлено на рынке и в бутиках –завозится из Турции. Скучные и унылые тона, темные краски… Это не для нас.
– А каблуки можно носить мусульманкам?
– Ну, если только не очень высокие, не более четырех сантиметров. Но каблучки не должны стучать при ходьбе. Так же, как и многочисленные украшения, – серьги, кольца, браслеты – не должны греметь, когда женщина идёт. И все ведь истинно казахское! Тем более ведь во всем этом есть глубокий смысл. Это целое искусство – ходить плавно, как лебедь и не звякнуть при этом браслетиком. К тому же у этих украшений была и другая цель – быть погремушками, на которые бы отвлекался плачущий ребенок. У меня есть кольцо, доставшееся мне от бабушки. Так вот внутри этого кольца спрятан маленький шарик, который при потряхивании гремит, как самая настоящая погремушка.
– Как вы оцениваете работу других модельеров?
– Организатором конкурса, в роли которого выступил духовно-познавательный журнал для женщин «SalNur», было поставлено условие – показать пять вариантов одежды: свадебная, вечерняя, офисная, повседневная и одежда для дома. Выход своих моделей мне так и не удалось увидеть, ведь показ работ одного модельера занимал какие-то считаные минуты. Но мне удалось рассмотреть работы других дизайнеров. Смотрела я на них и ловила себя на мысли: красиво, но кто это наденет? Не хочу никого обидеть, но платья некоторых модельеров показались мне сшитыми чисто для конкурса. Я достаточно поработала на сцене, чтобы понять, что это как раз для сцены, а не для повседневной жизни. Показал и в шкаф спрятал.
Вот, к примеру, на мне сейчас офисный вариант одежды. Я его вполне могу надеть и чувствовать себя комфортно, никто не провожает меня удивленным взглядом. И в то же время я одета стильно, модно, красиво и не нарушаю нормы шариата. Кто скажет, что я не настоящая мусульманка? Ах, да, забыла про капельку духов. Но разрешены только мусульманские духи мисх. Неяркий макияж на основе сурьмы – немного на брови и верхнее веко я тоже считаю вполне допустимым.
– Все говорят, что модельер из Атырау подошла к показу своих платьев творчески. Чем ваша работа отличалась от других?
– Я назвала свою коллекцию «Келіншек», и открывала её пятнадцатилетняя девочка-подросток, а закрывала бабушка. Я вижу в этом особый смысл, преемственность и казахские традиции. Музыку для выхода моделей выбрали тоже сообща – выбор пал на «Казак аруы» группы “Азия”. Все было очень слаженно и с душой. Быть может, поэтому нас и признали лучшими. В дальнейшем я планирую переломить ситуацию на бедном рынке мусульманской одежды для наших женщин. В планах – заняться пошивом красивой одежды, чтобы видно было, что женщина, носящая её, – казашка, а не приехала, скажем, из Турции или Эмиратов. Уверена, что меня поддержат девушки и женщины, которые хотят красиво и удобно одеваться. И обещаю соединить в своих нарядах как мусульманский стиль, так и национальный колорит. Все это будет легко, модно и скромно.
Анастасия ПАСТУХОВА
Фото автора