Атырау, 19 апреля 14:14
 ясноВ Атырау +23
$ 447.40
€ 477.55
₽ 4.76

Есть ли жизнь после кризиса?

PR
9 067 просмотров


Прилетевшие «черные лебеди» в виде пандемии и падения цен на нефть отразились на жизни практически каждого казахстанца. Буквально в считанные недели все взрослые и дети научились работать, учиться и получать все необходимые услуги дома. А работодатели пытались удержаться на плаву, оптимизируя по максимуму затраты и выстраивая стратегию развития в посткризисный период. О трендах нового мира, об изменениях на отечественном рынке труда и о том, есть ли жизнь после получения уведомления о предстоящем увольнении, в нашем очередном интервью с партнером «Erickson International Central Asia&Caucasus», сертифицированным коучем PCC ICF, МВА, руководителем и основателем Центра развития компетенций «Жахан Менеджмент и Технологии» и общественного фонда «Личностного Развития INTEGRITY» Нургуль Рахимовной КУРМАНОВОЙ.


Нургуль Рахимовна, вы напряженно работали весь период карантина. Какие изменения вы могли бы отметить на рынке труда?

Да, эти месяцы мы, коучи, активно работали в тесной связке с руководителями компаний и HR-сообществом, чтобы помочь им принять произошедшие изменения и выстроить актуальные модели дальнейшего взаимодействия с персоналом, будь то обучение работе в удаленном формате или участие в аутплейсменте – процессе мягкого высвобождения работников. Из изменений на рынке труда я бы отметила несколько трендов. Прежде всего усиление интереса к внутреннему рынку труда из-за закрытия границ. Другая интересная тенденция, что спрос на рынке разделился на очень дорогих специалистов экспертов в своей отрасли и дешевую рабочую силу, которую нельзя заменить роботами. В последнем случае речь идет о спросе работников для многочисленных служб доставки. Это довольно устойчивый тренд, учитывая, что ожидается вторая волна пандемии, и вообще это очень удобно для потребителя.

Отметила бы также появление интереса к производству в местных условиях товаров и продуктов, которые могли бы заменить импортные. К примеру, у нас нет отечественных аналогов салонных косметических  уходовых продуктов. А чтобы наладить их производство, нужно подготовить или переподготовить специалистов на нашем рынке. И такая потребность есть во многих других отраслях бизнеса.

К сожалению, экономическая ситуация сегодня вынуждает работодателей для сохранения бизнеса высвобождать сотрудников. Можно представить, какие эмоции переживают эти люди. Насколько мне известно, сегодня компании активно привлекают коучей к сопровождению таких болезненных процессов. Как коучи помогают людям в таких ситуациях?

Да, это хорошо, что компании сегодня при увольнении персонала выбирают именно аутплейсмент мягкое высвобождение сотрудников. По сути, работодатель, предоставляя материальную компенсацию, психологическую и коучинговую поддержку, помогает увольняемым сотрудникам найти новую работу. Интересно, но по моему собственному опыту работы по этой системе, примерно для 50% сотрудников уведомления об увольнениях стали настоящими «письмами счастья». В ходе работы с ними они рассказывают, что давно хотели уйти с этой работы, но принять это решение сами не могли, поскольку были связаны различными обязательствами – например, льготными ссудами и кредитами или необходимостью отработать дорогостоящее образование, оплаченное работодателем. Были и такие, которых просто не понимали родные. В ситуации, когда решение об их увольнении принял работодатель, эти люди не были больше связаны чувствами вины перед родственниками и могли строить свою дальнейшую жизнь по велению души.  К сожалению, для около 40% сотрудников, которые несколько десятков лет работают в компании, решение работодателя расстаться и потеря работы воспринимается как трагедия. Причем дело не только в стабильном доходе. Эти люди на глубинном уровне идентифицировали себя с компанией, были преданы ее ценностям и миссии, воспринимали коллектив как семью. Все эти годы они полагали, что уйдут на пенсию из этой компании, не вкладывали усилия и ресурсы в дальнейшее развитие и оказались не готовы к такому повороту судьбы. Таким людям нужна очень сильная поддержка окружения и время, чтобы принять случившееся и перестроить свою жизнь в изменившихся условиях.

У меня достаточно кейсов, когда увольнение стало для людей трамплином в счастливую жизнь – вместо рутинной работы в офисе они занимаются любимым делом, которое приносит им доход и чувство удовлетворения от жизни.


В чем заключается помощь коучей в таких случаях?

С помощью мощных инструментов коучинга, включающих сильные продвигающие вопросы к каждому человеку, мы помогаем ему найти ответы внутри себя. Каждый из этих специалистов обладает уникальным набором профессиональных и личных качеств, позволивших ему долгие годы выполнять свои обязанности. После работы с коучем людям легче принять потерю работу, потому что они находят внутри себя ресурсы для дальнейшей жизни и продолжения карьеры. Кто-то находит другую работу. Достаточно много тех, у кого есть увлечения, которым раньше из-за работы не удавалось уделить достаточно времени, а после увольнения при профессиональном подходе и современных возможностях они превратили их в источник дохода. У меня достаточно кейсов, когда увольнение стало для людей трамплином в счастливую жизнь – вместо рутинной работы в офисе они занимаются любимым делом, которое приносит им доход и чувство удовлетворения от жизни. Но чтобы прийти к этому, всем им пришлось пройти через болезненный процесс разрыва с привычным образом жизни, когда в ходе сессий с коучами к ним пришло понимание, что потеря работы не конец жизни и не крушение всех надежд. Каждый человек уникален, а с правильной мотивацией и стремлением к развитию он всегда найдет работу, в которой раскроет своей потенциал.

Нургуль Рахимовна, полагаю последние месяцы вызвали чувство растерянности не только у тех, кто потерял работу. Те, кто посильнее, морально уже перестроились, освоили новые инструменты и начали уже зарабатывать. Но много тех, кто не готов к этому кризису и сейчас не представляет, как жить и работать в резко изменившемся мире.

Прежде всего, следует понять и принять, что изменения были и будут всегда. Слово «кризис» с древнегреческого переводится как возможность. Каждый кризис является точкой роста как для отдельного человека, так и для общества. Возрастной и личностный кризисы позволяют человеку выйти на новый этап жизни. После каждого финансового кризиса идет оживление экономики. На самом деле у пандемии коронавируса достаточно низкое влияние и средняя возможность реализации рисков по сравнению с глобальным экологическим кризисом, который идет сейчас или локальными войнами на отдельных участках земного шара. Только подумайте, сколько лет на уровне государства говорилось о цифровизации, но до практической реализации дошло только после того, когда мы оказались вынужденно запертыми в своих домах. А сколько за свою историю мы пережили скачков цен на нефть и курсов валют! Кризисы были и будут, они нужны нам для постоянного движения вперед и внедрения качественных изменений. Например, при всем негативном характере пандемии мы все осознали важность семьи. Если раньше на нее не хватало времени или энергии, которые уходили на работу и социум, то сейчас семья плавно перешла на главный план. И это правильно, потому что семья наша поддерживающая сила. Еще один позитивный тренд – внимание к здоровью. Даже Nike выпустил домашние кроссовки для занятий спортом дома. Создано столько бесплатных приложений для тренировок, позволяющих проследить динамику собственных тренировок и данных твоего физического здоровья. Если сделать вывод, этот кризис наглядно продемонстрировал, какие ценности являются для нас настоящими, а какие просто «ментальным» мусором.

Как кризис повлиял на специфику вашей работы? Уже нет возможности беседовать с клиентом глава в глаза, проводить живые сессии в компаниях.

Мы, как и все, пересобрались, освоили новые платформы для работы в онлайн формате, отказались на время от каких-то продуктов, доработали те, которые, наоборот, стали еще более востребованными, и разработали новые, актуальные сегодня. Также проводим много индивидуальных сессий, в том числе с топ-менеджерами крупных компаний, но уже онлайн. С начала карантина помогали руководителям выстраивать работу с командой в удаленном формате. В частности, с их стороны были запросы о том, как правильно ставить задачи и получать обратную связь, как поддерживать себя и сотрудников в ресурсном состоянии, как работать с распределёнными командами, сохранить и дальше развивать бизнес в период кризиса.

Отмечу еще один тренд  объединение сильных, которые в этом случае становятся еще сильнее и выступают в команде. Сегодня мы в тесной коллаборации с HR-сообществом, проводим стратегические и командные сессий с топ-менеджментом, в ходе которых помогаем принять решения, позволяющие прийти достичь больших результатов меньшими ресурсами. Мы передаем руководителям знания и навыки коучинга, которые они потом самостоятельно применяют в бизнесе, что повышает их управленческие и личностные качества. Очень много проводим сегодня тренингов, которые тоже претерпели изменения. Практически все они переведены в короткий формат вебинаров, но стали насыщеннее, потому   что содержат максимум информации. Этот формат также позволяет мгновенно получать обратную связь и на практике отрабатывать полученные навыки. Словом, мы, как и все, изменились и готовы помогать меняться нашим клиентам!

 Дополнительную информацию о Центре развития компетенций «Жахан Менеджмент и Технологии» можно получить на сайте: Zhahanmt.kz.  Для подачи заявки на консультацию с коучем следует связаться по телефонам: +7(7122) 505522, +77015777545.

23 мая 2020, 13:38

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz

Комментарии отключены