Атырау, 27 декабря 14:03
 ясноВ Атырау -2
$ 515.25
€ 535.91
₽ 5.18

Мастер, пахнущий Новым годом

8 205 просмотров

В семье Ербола БАЙЛАУОВА часто отмечают, что дома пахнет Новым годом. Запах свежей сосны часто витает в их квартире независимо от времени года, он и дарит знакомое ощущение праздника. А ещё этот запах говорит о том, что глава семьи начал работу над очередным заказом. О мастере эксклюзивных сундуков знают не только в Атырау и районах, бывает, что его произведения «уезжают» в другие города.

 

Ербол по образованию юрист, десять лет проработал в уголовно-исправительной системе. Говорит, что вначале работа с деревом была чем-то вроде хобби. Но в 2005 году он, будучи в звании старшего лейтенанта, решил уйти в свободное плавание и всерьёз заняться любимым делом.

– Сначала решил сделать несколько кресел-качалок. Это было что-то вроде эксперимента. Так увлекся работой, что сделал сразу десяток кресел. Их на ура разобрали знакомые. А потом кто-то из них спросил, могу ли я смастерить сундук. А почему бы и нет? – рассказывает Ербол. – Сделал сундук, он понравился заказчику, и новые заказы не заставили себя ждать. Я себя нигде специально не рекламирую, лучшая моя реклама – народная молва.

ВРЕМЕНА МЕНЯЮТСЯ, ТРАДИЦИИ ВЕЧНЫ

Многие века сундук у казахов являлся неотъемлемым элементом приданого невесты. Ербол в своей работе учитывает исторические корни этого предмета домашнего обихода. При этом каждый сундук Ербола непохож на другой.

– Это – своего рода классика, – показывает он коричневый деревянный сундук с резным национальным орнаментом. – А вот это уже специальный заказ под спальный гарнитур. Люди приносят фотографии мебели и просят сделать  сундук, гармонирующий с общим интерьером комнаты. При помощи акриловых красок подбираю цвет плюс подходящая фурнитура, и сундук становится частью гарнитура.

В каталоге его работ множество самых разнообразных сундуков с искусной отделкой. Есть обычные прямоугольные, а есть такой, который на сегодняшний день выполнен в единственном экземпляре – сундук с вытянутыми ручками. Мне он больше напомнил предмет японского интерьера, хотя мастер меня переубедил.

– Именно такие сундуки стояли в юртах много веков назад. Внутри хранили одежду, сверху на крышку складывали корпешки, а ночью крышка сундука за счет своей вытянутой формы выполняла функцию кровати, – в доказательство своих слов об истинно национальном происхождении такого сундука Ербол показал иллюстрацию убранства казахской юрты из энциклопедии,  по которой изучает обычаи своего народа и из которой черпает вдохновение.

САПОЖНИК БЕЗ САПОГ

Все сундуки Ербол мастерит из дерева:

– В основном это сосна, но также используются бук и дуб. Честно признаться, больше нравится работать с сосной. Начинаешь распиливать, и всё вокруг наполняется запахом хвойной смолы. И домочадцы сразу подмечают, что запахло Новым годом, потому-то и шутим, что у нас дома этот праздник круглый год.

Корпус сундука собирается без единого гвоздя, ну, а дальше едва ли не самое главное – отделка всегда разная и всегда неповторимая.

– Дерево я заказываю в России. Фурнитуры для сундуков у нас здесь не найти, а заказывать получается очень дорого, поэтому чаще всего приходится использовать мебельную фурнитуру. Как говорится, голь на выдумку хитра. В качестве ручек для сундука можно использовать красивые дверные или кольца-стучалки. Главное, чтобы всё это между собой гармонировало.

Кстати, дома у Ербола я не увидела их семейного сундука.

– У меня жена русская, у русских в приданом сундук необязателен. А теперь она просит, чтобы я для неё сделал, но это классика жанра – как говорится, сапожник без сапог. Наш сундук – вот он, – Ербол, смеясь, показывает большую картонную коробку, поверх которой аккуратно сложены корпешки. – Ну, а если серьёзно, бывает, выкраиваю время, делаю сундук для дома, тут приходят заказчики, просматривают каталог, а потом, увидев готовый сундук, говорят, что им нужен именно он – приходится отдавать…

СУНДУЧОК ДЛЯ ПРИНЦЕССЫ, ТРОСТЬ ДЛЯ ДЖЕНТЛЬМЕНА

Ербол без ложной скромности отметил, что среди его заказчиков есть постоянные клиенты.

– Есть семьи, в которых три, а то и четыре дочки. Выдавая замуж одну и заказывая сундук для её приданого, родители снова обращаются ко мне. Особенно радует, когда год-полтора спустя ко мне обращаются молодожёны, для которых я делал свадебный сундук, с просьбой сделать в таком же стиле бесик. От таких новостей становится тепло, это значит, что в молодой семье пополнение, новый человек родился! По желанию заказчиков могу сделать бесик в том же самом стиле, что и сундук, чтобы и он вписался в интерьер.

Ербол замечает, что среди желающих приобрести сундук – не только родители, выдающие дочку замуж, но и владельцы коттеджей:

– Сейчас хозяева больших домов стараются хотя бы одну комнату стилизовать в национальном духе. А потому частенько заказывают сундуки, которые становятся предметом национального интерьера.

Был случай, когда заказывали «сундучок для маленькой принцессы», наверное, для её игрушек. Я сделал небольшой такой, его увезли в подарок в Астану, где живёт эта девочка.

Любовь к работе с деревом у Ербола выражается не только в изготовлении сундуков. Он может сотворить что угодно. В его гостиной, которая одновременно является и мастерской, я заметила удивительной красоты корпус для камина. Резные узоры, потрескавшаяся краска… «Ну точно дорогущая старинная штука из какого-нибудь древнего замка», – подумалось мне.

– Это я сам сделал, – признался Ербол. – Именно под старину, так было задумано изначально. Всё никак не могу доделать… Вот сестре я сделал камин, так до сих пор, когда захожу к ним в гости, смотрю на него не без гордости. В верхней части камина встроен механизм, который при нажатии на кнопку поднимает крышку и выдвигает из глубины корпуса встроенный бар. Разводить настоящий огонь в таком камине, разумеется, нельзя, но они разместили внизу искусственный очаг, так что смотрится мой камин как настоящий.

Но с особой гордостью Ербол говорит об одной своей работе, которую ему заказали специально для частной коллекции:

– Как-то ко мне обратился один англичанин. Его дядя коллекционирует трости, вот для этой коллекции меня и попросили сделать трость. Долго ломал голову, в итоге получилась эксклюзивная вещь – на дубовой рукоятке я вырезал силуэт барса, а древко трости выполнил из местного атырауского карагача. Сейчас она находится в частной коллекции в Лондоне.

И КАРТИНЫ ТОЖЕ

Талантливый человек талантлив во всём.

– Как-то мне захотелось попробовать написать картину, – рассказывает Ербол. – Очень вдохновила охота с беркутом, я как раз посмотрел соревнования беркутчей. Раздобыл холст, краски, кисти, в одиннадцать вечера принялся за работу, а в четыре утра картина была готова. Я нигде этому не учился, не знаю, как смешивать краски, чтобы получить нужные тона. Как-то всё само собой получилось.

Ербол показал несколько своих работ, выполненных масляными красками, и на мой обывательский взгляд, они выполнены мастерски – впрочем, как и всё, за что он берётся.

– А вообще я хочу в своей жизни попробовать многое. К примеру, очень хочется поработать с глиной, попробовать гончарное дело. Интересно было бы поработать с металлом. Я не боюсь приниматься за то, чем никогда не занимался. Единственное, что меня пока останавливает, так это отсутствие места: в двухкомнатной квартире, где мы живем с супругой и с тремя сыновьями, особо не развернёшься. Но это всё временное. Недавно мы получили земельный участок, планируем потихоньку строить дом, где всем будет достаточно места, ну, а у меня обязательно будет своя мастерская.

Тамара СУХОМЛИНОВА

Фото автора

16 июня 2011, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.