3 февраля прошло заседание специализированного административного суда Атырау, на котором рассматривалось дело полицейского, обвинявшегося в вождении автомобиля в нетрезвом виде. Но предшествовала этому заседанию дивная история в стенах городского управления полиции (ГУП) с участием корреспондента «АЖ», в результате которой суд прошёл не в том месте, где первоначально планировался. Такого в анналах местной судебной истории, наверное, ещё не было. Впрочем, обо всём порядку.
ГОНКА ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В ПОЛИЦЕЙСКИХ КОРИДОРАХ
Началось всё с того, что полицейское начальство попросило судью провести заседание на выезде – в актовом зале ГУП: мол, пусть другие сотрудники послушают, дабы неповадно было. Судья пошёл навстречу. Верный своему корреспондентскому долгу, появился там и ваш покорный слуга. Но когда до начала выездного заседания, назначенного на 14.30, оставались считанные минуты, сотрудники ГУП, не пожелавшие представиться, потребовали от меня покинуть здание, ссылаясь на приказ руководства ДП и ГУП. Я отказался выполнить это требование, так как суд, не важно – выездной или нет, являлся открытым, и у этих людей не было никакого права меня отсюда выпроваживать. Тем не менее, они настаивали. Чтобы понять, что происходит, я направился к кабинету замначальника ГУП Ерлана БИГАМБАЕВА, но дорогу преградил ещё один полицейский, сказав, что у Бигамбаева посетитель, хотя посетитель как раз уже вышел из этого кабинета. Стал набирать на мобильном номер Бигамбаева – полицейские стали кричать, что здание ГУП это режимный объект, и здесь запрещено использовать мобильники. «Фархат, зачем ты тут, уходи, дай спокойно провести мероприятие». – «Нет, не уйду, я представитель СМИ, имею законное право побывать на открытом суде». Таким был рефрен нашего с «выпроваживателями» нервного общения.
И тут мне позвонили из областного суда – сообщили, что полицейское руководство передумало, и заседание пройдёт в здании адмсуда. Уже там перед началом заседания председательствующий судья Жасулан ЖАКСЫЛЫК извинился перед СМИ за этот неприятный инцидент в здании городского управления полиции, который продолжался почти два часа.
Ну а теперь мы с вами добрались, собственно, до самого процесса.
«МЕНЯ СВОИ ЖЕ ПОДСТАВИЛИ»
27-летний участковый инспектор полиции Нурбек ИЗИМ обвинялся в том, что 31 января около 8:30 находился за рулем в нетрезвом виде. Кстати, он был против того, чтобы здесь присутствовали журналисты, но судья отклонил это ходатайство, так как суд является открытым. Что и требовалось доказать.
– В тот день жена записала нашего старшего сына к врачу на 9:00. Она была за рулём, и должна была довезти меня до работы, а сама ехать дальше в больницу, – начал давать показания в суде Изим. – Но на центральном мосту машина стала барахлить, поэтому при спуске мы остановились. После этого жена поймала такси и уехала в больницу. Я сидел в машине, когда ко мне подошли мои коллеги-полицейские и начали заполнять административный протокол о том, что якобы я находился за рулем в нетрезвом виде. При этом сотрудник управления собственной безопасности Жалгас ЖАЛМАГАМБЕТОВ стал убеждать, чтобы я не отрицал свою вину, тогда, мол, не уволят со службы, обойдётся каким-нибудь взысканием. У меня семья и кредиты, я не хотел лишиться работы и сделал так, как он сказал, хотя на самом деле невиновен. Я не был за рулём.
– Вы можете доказать, что за рулем находились не вы, а ваша жена? – начал задавать вопросы судья Жаксылык.
– Не знаю, может есть видео Центрального оперативного управления.
– Врачи-наркологи выявили у вас среднюю степень алкогольного опьянения. Вы согласны с этим?
– Нет, я не так уж сильно был пьян.
– Почему вы не сняли действия сотрудников УСБ на видео? Как вы можете доказать, что они обещали вам снисхождение при признании вины?
– Нет, я растерялся. Да и неудобно было бы как-то, они же мои коллеги, вижу их каждый день. Не знал, что будет такое.
– Вы не отрицаете, что были нетрезвы. Как же в таком виде собирались идти на работу?
– Я не сильно был пьян...
Судья вызвал в качестве свидетеля сотрудника УСБ Жалгаса Жалмагамбетова, но оказалось, что тот в командировке. А другой свидетель – заполнявший 31 января административный протокол сотрудник ГУП Атырау ЮСУПОВ – заявил, что Изим говорит неправду, и в тот день именно он был за рулём.
Дала показания и супруга Изима – она утверждала, что её муж был на пассажирском сиденье. Однако судья отнёсся к её словам критически, так как она заинтересована в исходе дела.
Прокурор Асемгуль ИЩАНОВА попросила суд лишить Изима водительских прав на срок 7 лет и арестовать на 15 суток. Таковым и оказалось окончательное судебное решение.
НЕ ТАК ЗАЩИЩАЮТ ИМИДЖ
Буквально час спустя после этого пресс-служба Департамента полиции Атырауской области распространила пресс-релиз: «Участковый инспектор Н. Изим больше не работает в полиции, он уволен из органов внутренних дел. Ключевыми параметрами оценки работы полиции должны стать чёткая дисциплина полицейских, способствующая повышению доверия со стороны общества. В целях недопущения нарушений законности на постоянной основе проводится профилактика среди личного состава».
Остается только задаться вопросом: удалось ли Департаменту полиции Атырауской области во главе с Хамзой УМБЕТКАЛИЕВЫМ защитить имидж полиции, выгоняя журналиста с открытого судебного заседания, пусть и в стенах ГУП? Ответ – отрицательный.
Фархат АБИЛОВ
Фото и видео автора