Атырау, 25 апреля 19:22
 ясноВ Атырау +17
$ 443.85
€ 474.30
₽ 4.80

Гибель рыбы в Урале – год спустя

11 469 просмотров


Ровно год назад Атырау охватил ужас: в Урале гибла рыба, и никто не мог дать ответ – что же случилось? Нет его и сегодня.

Впервые сообщения о гибели рыбы (на Перетаске) поступили 2 декабря 2018 года, далее в соцсетях распространялись видео с погибшей и полуживой рыбой подо льдом. Была создана межведомственная комиссия по расследованию, в те же дни власти усиленно уверяли, что вода и уцелевшая рыба в Урале безопасны для населения. 12 декабря были возбуждены два уголовных дела, а к этому времени обнаружилась гибель осетровых пород в большом количестве на атырауском участке Луговского конного завода и Урало-Атырауском осетровом заводе.

Прошла зима, река начала таять, и на поверхность всплыла ещё масса оставшейся подо льдом мертвой рыбы.

В начале июня в распоряжение «АЖ» попали выводы следственно-оперативной группы МВД, которая полгода занималась досудебным расследованием. По заключению судебно-экологической экспертизы, причиной гибели рыбы стало отравление высокотоксичным веществом – хлором. За период с 3 по 13 декабря 2018 года содержание хлоридов в Урале превышало ПДК в 1,9 раза (при нормативе для рыбохозяйственных водоемов 300-350 мг/л уровень хлоридов составлял 540-555 мг/л). Согласно выводам следствия, источником хлоридов и свободного хлора стали сточные (их официально называют условно чистыми) воды, которые сбрасывало в реку КГП «Атырау Су Арнасы».

5 июля в городском суде №2 начался судебный процесс над экс-директором КГП «АСА» Русланом КУРМЕТОВЫМ, его заместителем Виктором СУЩЕНКО и начальником водоочистной станции Михаилом ЧУРСИНЫМ. Они обвиняются по ч. 3 ст. 328 ("Загрязнение поверхностных вод, повлекшее особо крупный ущерб окружающей среде") и ч. 2 ст. 204 ("Уничтожение чужого имущества, причинившее особо крупный ущерб") УК РК. По частиковой рыбе ущерб подсчитан в размере 13 млн 924 тысяч тенге, осетровый завод оценивает свои потери в 429 млн тенге, а ТОО «Луговской конный завод» – в 1,5 млрд. Суд ещё не закончен.

 

РЫБА ЕСТЬ?

Мы связались с рыболовецкими кооперативами, чтобы узнать, какая сейчас ситуация, есть ли рыба в реке. По словам дамбинских рыбаков, минувшей весной её для нынешних времён было немало, хорошо шли вобла, лещ, жерих, судак. А вот в осеннюю путину сети приходили почти пустыми.  

По словам директора атырауского представительства Ассоциации рыбных хозяйств Саната ТЛЕПБЕРГЕНОВА, сейчас в правительстве рассматривается вопрос о продлении сроков весенней путины. Напомним, сейчас она на Урале продолжается до 24 апреля, в море – до 9 мая, на реке Кигач – до 25 мая.

- Скоро в столице пройдет еще одно заседание по продлению весенней путины, мы хотим, чтобы на Урале продлили до 15 мая, на Каспии – до 20 мая. Вроде бы все идет к соглашению, – говорит Тлепбергенов.

По данным руководителя управления рыбного хозяйства Артура САДИБЕКУЛЫ, в Атырауской области промысловым ловом занимаются 18 предприятий. На 2019 год выделенный лимит составляет 7165 тонн на море, 4583 тонны на реке Урал и 3715 тонн на реке Кигач – всего 15464 тонны. С марта по ноябрь лимит по Уралу освоен на 81%, на море и реке Кигач лов еще продолжается.

Вода в Урале, согласно проводимому мониторингу, оценивается как «нормативно чистая».

 

А УРАЛ ВСЁ МЕЛЬЧЕ

Декабрьская катастрофа прошлого года произошла на фоне обмеления Урала. Воды в реке с каждым годом всё меньше, в некоторых местах ее можно перейти вброд. Происходящее для всех очевидно, и очень много на эту тему проводится заседаний и совещаний. К примеру, летом нынешнего года в Уральске прошел семинар с участием депутатов мажилиса РК, национальных и международных экспертов, были приглашены представители РФ. Ученые представили безрадостную картину нынешнего состояния Урала на территории Казахстана и России. Было предложено создать постоянный межгосударственный орган для комплексного изучения экосистемы гибнущей реки.  

Недавно на телеканале Россия-1/Оренбург показали сюжет «Почему Урал нам по колено», где причинами обмеления называют большое количество водохранилищ, запруд, дамб и плотин. На территории Оренбуржья Урал зарастает травой, появились перекаты. Да и в нашей области, в Махамбетском районе они тоже уже есть.

Большое влияние здесь оказывает река Сакмара, впадающая в Урал. Если сама Сакмара относительно не зарегулирована, то на её многочисленных притоках много водохранилищ, и, возможно, это одна из причин малого стока в приграничном створе Урала – так считают специалисты.

...Пока лучшие, надо полагать, умы бьются над тем, как спасать Урал, в душу заползает холод: неужели он сгинет, причём, ещё на нашем веку? Не приведи господь.

Нургуль ХАЙРУЛЛИНА

11 декабря 2019, 08:30

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz