Разные эмоции вызывают театральные постановки – восторженные и отрицательные. Удел зрителя – фанатеть от актерского мастерства или плеваться от дурновкусия режиссера. Люди, труд которых понять замысел и разобраться, что удалось, что нет, а главное, почему нет – театральные критики. Посетивший недавно Атырау Аширбек СЫГАЙ(на снимке) такой человек и есть. Театральный критик.
Три спектакля – «Карагоз», «Махаббат мунарасы» и «Суперкелiн» –вынесла на суд профессора труппа областного казахского драматического театра имени Махамбета Утемисова.
– Что скажете о спектаклях атырауского театра?
– Эти три спектакля поставили три разных режиссера. Каждый театр должен иметь в своём репертуаре такие сокровища национальной классики, как спектакль «Карагоз» по роману Мухтара Ауэзова. Потому что без классики не будет ни роста актеров, ни развития драматического искусства. С этой точки зрения спектакль выбран правильно.
Бабушка Карагоз – Моржан в исполнении актрисы Адеми Сисекеновой, как это ни странно вызывает симпатии, а местами, вопреки авторскому замыслу, и вовсе кажется положительным персонажем. А ведь в исполнении многих актрис Моржан выглядит жестокой, надменной женщиной. Творческая находка Сисекеновой в том, что она сумела показать Моржан более мягкой женщиной, с добрым сердцем, которая души не чает в своей внучке.
Шынар Рамазанова, сыгравшая роль Карагоз, ещё малоопытна, но у неё запоминающаяся внешность, фактура, природа, одним словом.
Выбранная режиссером музыка не совсем соответствует этому спектаклю. А ведь есть музыка великого Нургисы Тлендиева, специально для этой постановки.
Но в целом спектакль смотрится и, думаю, ему уготована долгая сценическая жизнь. Поставивший его Нурлан Жуманиязов –ни на кого не похожий, самобытный, опытный режиссер.
Я оценил актуальность спектакля «Махаббат мунарасы». Лейтмотив спектакля – талантливых людей всегда вяжут по рукам бесталанные, и эта мысль раскрыта очень хорошо. Хромого Тамерлана вряд ли кто осмелится назвать глупцом. Ведь это человек, завоевавший всю Среднюю Азию, державший в страхе и повиновении весь Восток. Но он оказался бессилен перед интригами, хитростью и коварством. Особо я бы отметил работу художников, которые соорудили на сцене внушительных размеров башню. В финале спектакля Тамерлан говорит: «Я уйду в вечность, но останется прекрасная и величественная Башня Любви, потому что это произведение искусства» и умирает. И тут не продуман световой ход. Было бы лучше, если бы башня была видна отчетливо на сцене, выхваченная пучком света.
Комедийный спектакль «Суперкелiн» идет два часа десять минут. Это слишком продолжительное время для комедии, которая должна быть зажигательной и ритмичной, т.е. не соблюдены требования жанра. А вообще приглашенный из Уральска для постановки этого спектакля режиссер Мухангали Томанов очень талантливый парень. Видно, что он в тесном контакте с актерами. Нет ни одного действия, которое осталось бы вне поля зрения. Все бытовые нюансы переданы с особой точностью. Разные картины и действия рассчитаны с точки зрения логики. Спектакль изобилует запоминающимися деталями, штрихами. Хорошо оформлена комедия и в музыкальном смысле, что во многом способствует передаче настроения актеров, но всё же в некоторых эпизодах музыки слишком много. Всё-таки это драматический театр, а не филармония.
– Кого из местных актеров вы бы отметили особо?
– Мне очень понравилась актриса Гаухар Кабиева. В «Суперкелiн» она играет правую руку старухи, перешедшую на её сторону из стана снох-бунтовщиц. Актриса с хорошо запоминающейся внешностью, отличается безупречной дикцией. В спектакле она просто прелестна, хотя ей и достался отрицательный персонаж – шалопутная невестка. Кроме неё, я бы особо отметил сыгравшую в «Махаббат мунарасы» актрису Айнагуль Мухтарову. Характер её героини – байбише (старшей жены) – можно определить по выражению лица и глаз. Она не делает резких движений, всю свою неприязнь к младшей жене выражает лишь взглядом. А это – настоящее мастерство.
Запомнился молодой актёр Беккет Зинулин, сыгравший роль Хромого Тамерлана в «Махаббат мунарасы». У него есть редко встречающиеся ныне искренность и натуральность.
– Каково состояние театров в нашей стране?
– Казахские театры сейчас переживают процесс смены поколений. Это – закон жизни. Совсем недавно ушли из жизни такие выдающиеся мастера сцены, как Хадиша Букеева, Кудайберген Султанбаев. Многие заслуженные артисты уходят на пенсию. Процесс смены поколений присущ любому современному театру. Естественно, что всё это не может не отразиться на репертуаре.
Сейчас многие театры вынужденно обращаются к классике. Дело в том, что современная драматургия слабовата. Зритель ждёт от актёров не слов, а действий, поступков. На нынешней сцене нет борьбы. Поэтому театральное искусство Казахстана переживает не лучшие времена. Основа театра – драматургия, и с этим никто не спорит. Но актёр не конферансье, он не выходит на сцену, чтобы продекламировать чьё-то творение. Режиссёры и драматурги забыли о совместной работе. У нас утеряна традиция, которая началась ещё с Ауэзова. Писатели Калтай Мухамеджанов, Алжаппар Абишев, Сабит Муканов раньше во время репетиций сидели в зале. К сожалению, современный драматург не хочет «снимать шляпу» перед режиссёром, а режиссёр, в свою очередь, не желает отвешивать реверансы драматургу. Сейчас пишутсценарии такие признанные мастера как Дулат Исабеков, Султанали Балгабаев. Но некоторые режиссеры не желают с ними сотрудничать. Драматурги узнают, что стало с их произведением, лишь в день премьеры.
– Сложно быть театральным критиком?
– У нас человека, высказавшего критику, считают врагом. Видимо, у нас всё ещё не в почёте критический взгляд на театральное искусство. Но я скажу. Я не удовлетворен работой художественных советов театров. Там много и незаслуженно хвалят, пышно цветёт чинопочитание. У артистов нет своего собственного мнения, а даже если и есть, то не многие его высказывают, сдерживаются, боятся неприятностей.
Записала Айнур АСЫЛБЕККЫЗЫ