В последнее время складывается впечатление, что между правительством РК и ТШО пробежала черная кошка. Не успели утихнуть споры по глубине добычи, как разгорелись новые. На этот раз поводом для разногласий стали выплаты экспортно-таможенной пошлины (ЭТП), против которых выступает «Тенгизшевройл».
«$40 ЗА ТОННУ – НЕ ХОТИМ!»
Экспортно-таможенную пошлину правительство ввело в июле прошлого года для всех экспортеров, за исключением тех, у кого в соглашении по разделу продукции (СРП) есть стабильность по данному виду платежей.
Само постановление о введении ЭТП утверждалось в разгар нашумевшего спора по глубине добычи, который, как выяснилось позже, возник на пустом месте. Как было заявлено ТШО, компания вела добычу в соответствии с условиями контракта, что было действительно так и с чем министр нефти и газа был вынужден согласиться. Счет сравнялся в вопросе по ЭТП. Заинтересованность нашей стороны в том, чтобы ТШО был плательщиком данной пошлины, была очевидна. Этого не скрывал сам премьер-министр Карим МАСИМОВ – перед подписанием постановления он несколько раз уточнял, будет ли оно распространяться на «Тенгизшевройл».
Таким образом, с августа 2010 года все нефтедобывающие компании, вывозящие нефть и нефтепродукты за пределы страны, платят экспортно-таможенную пошлину в размере $40 за тонну (6 с небольшим долларов за баррель).
По этому поводу ТШО официально выразил свое несогласие и настаивает на отмене ЭТП. На пресс-конференции в Алматы генеральный директор ТШО Тим МИЛЛЕР заявил, что компания выплатила ЭТП «под протестом» (т.е., очевидно, не соглашаясь в принципе), а сейчас ведет переговоры и вовсе об отмене данной пошлины. На наш запрос заместитель генерального менеджера отдела по связям с правительством и общественностью Линдси КРЕЙН повторила то же самое: «”Тенгизшевройл” заплатил экспортные пошлины под протестом».
«НИЧЕГО НЕ СКАЖЕМ!»
Узнать, на чем основывается протест ТШО, нам не удалось. На эти и другие вопросы по экспортно-таможенной пошлине компания ответила следующее: «ТШО не может обсуждать детали своих финансов и контрактов, и данные вопросы не подлежат дальнейшим обсуждениям». Тем не менее, повторяю, всем известно, что в настоящее время «Тенгизшевройл» ведет переговоры с правительством Казахстана о возможности отмены ЭТП для компании.
Как уже было сказано выше, ЭТП обязаны выплачивать все экспортеры, исключение составляют те, у кого в СРП есть особая оговорка. Но ТШО не попадает под это исключение, поскольку между правительством и ТШО изначально было заключено концессионное (лицензионное) соглашение. По словам руководителя НПО «Арлан» Макса БОКАЕВА, отличие СРП от лицензионного соглашения заключается в том, что в первом случае инвестор покупает кота в мешке, т.е. неисследованные и недоказанные запасы месторождений. И, согласно СРП, в случае необнаружения запасов на месторождении, Казахстан освобожден от выплаты компенсаций. Во втором случае речь идет о разведанных запасах.
Хотя нам без разницы, о каком виде соглашения идет речь, в обоих случаях их условия не разглашаются и остаются страшно засекреченными. Поэтому мы не можем судить, насколько права та или иная сторона.
«НАДО ВВЕСТИ НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ»
Я поинтересовалась мнением независимых экспертов, что они думают по поводу сложившейся ситуации? должен ли «Тенгизшевройл» платить ЭТП? что ему грозит за строптивость (если грозит)?
Макс Бокаев:«Спор между ТШО и правительством можно назвать борьбой бульдогов под ковром. Нам приходится быть сторонними наблюдателями, поскольку мы не знаем, о чем говорится в контракте. Поэтому пусть сначала раскроют нам его, а мы потом посмотрим, кто прав, а кто виноват.
Я часто общаюсь с представителями нефтяных компаний, я им тоже говорю: если бы вы раскрыли контракт, то, по крайней мере, могли бы выиграть народное расположение. А так любая возня под ковром расценивается как интрига.
А ведь если раскрыть все данные, то может оказаться, что «Шеврон», допустим, вложил в Казахстан 100 млрд долларов в виде инвестиций и разработок. А получил уже 500 млрд долларов. Поэтому моя точка зрения по ЭТП – от компании не убудет. Более того, пора пересматривать контракт. Понятно, что в далеком 93-ом году «Шеврон» подставил дружеское плечо и помог молодому государству. Но если они искренне хотят, чтобы наша страна перешла на другую ступень развития, контракты должны пересматриваться. В Иране, к примеру, американские компании просто-напросто потеряли свои позиции. Поэтому должен быть справедливый подход.
Сейчас мы не знаем, сколько инвесторы заплатили Казахстану, хотя осенью прошлого года был принят закон Дода Франка, согласно которому все нефтяные компании, котирующие свои акции на американских фондовых площадках, обязаны раскрывать свои выплаты иностранным правительствам. Но пока отчеты не представлены.
Также 12 января наш депутат Асхат Бекенов направил запрос Масимову, суть которого заключается в том, что Казахстану пора вводить налог на сверхприбыль. Мое мнение: в контракте с ТШО или любой другой компанией помимо ЭТП обязательно нужно вводить налог на сверхприбыль. Недавно я был в Астане и занес письмо Бекенову, в котором предложил помощь общественных объединений. Ответа пока не было».
«СВЯЩЕННЫЕ КОРОВЫ ТОЖЕ ДОХНУТ»
Тогжан КИЗАТОВА, председатель правозащитного общественного объединения «Демос»:«По закону ТШО прав. Хотя, конечно, по-хорошему, им бы платить. Да, они оказывают помощь в виде социальных инвестиций. Но все инвестиции уходят, как вода в песок, поскольку они неэффективные, непродуманные, к тому же часть их разворовывается. В свое время они вкладывали миллиарды, чем практически способствовали развитию коррупции. Общественность не знала, на какие проекты идут деньги, и никто не интересовался, нужны ли эти проекты народу.
Учитывая всё это, ТШО мог бы платить ЭТП. В принципе для них это мелочь. А оставаться священной коровой можно до поры до времени, подумаешь, они в 93-м году первые прибежали. Контракт фактически пересматривается. Казахстан отвоевал 19% своей доли. И это нормально. Если не хотят платить, пусть тогда не экспортируют нефть, пусть построят нефтеперерабатывающий завод и производят бензин. Поскольку у нас бензина не хватает, они вполне могут реализовывать его в Казахстане».
«МЫ НЕ ЗНАЕМ ДАЖЕ, КАК АУКНЕТСЯ»
Наталья ИВАСКЕВИЧ, председатель общественного объединения «Мегаполис»: «Изначально ТШО выплачивает сбор за таможенное оформление – 0,2%. Экспортно-таможенную пошлину необходимо вводить, поскольку в нашей стране слишком мягкие требования к инвесторам и слишком слаба их налоговая загруженность. У нас сырьевая экономика, основная статья дохода в Казахстане – за счет нефти, металлов. Поэтому чем более активной, наступательной будет государственная политика по отношению к инвесторам, тем выгоднее это для страны.
А в данной ситуации, не зная условий соглашения, мы не можем сказать, кто прав, а кто виноват. Все эти контракты открыты только для отдельных чиновников в правительстве и самой инвестиционной компании. К примеру, из-за переноса сроков на Кашагане выплаты штрафных санкций ложатся на Казахстан. Точно так же по вопросу о ЭТП – не зная условий контракта, мы не знаем, как это потом аукнется на наших доходах.
Проблема в том, что нет четкой процедуры как со стороны правительства, так и со стороны инвесторов. К примеру, правительство ввело ЭТП в одностороннем порядке, но не объяснило, насколько это обосновано, на какие цели пойдут эти деньги. Впечатление такое, что сейчас идет просто борьба каких-то групп, может быть, передел власти».
В свете последних конфликтов западные аналитики считают Казахстан территорией всё более опасной для инвесторов. С ростом цен на нефть растут и аппетиты страны, она требует для себя всё большей доли в проектах. По их мнению, западные нефтяные компании вынуждены «проглатывать» все более жесткие условия для того, чтобы не выйти из игры.
Сауле ТАСБУЛАТОВА