Все тревожней становится за нашу реку Ак Жайык – рыба гибнет, исчезает, заиливается и мелеет русло. В соцсетях появилось любительское видео, на котором человек ходит прямо посередине обмелевшей реки у моста в Махамбете.
В Уральске недавно прошел семинар по проблемам бассейна нашей реки. Мы побеседовали с экспертом общественного фонда «Центр водных инициатив» Мейрамом АРЫСТАНОВЫМ (на снимке), который участвовал в работе семинара.
МЫ ВИДИМ ОБМЕЛЕНИЕ, НО НЕ ЗНАЕМ ПРИЧИН
- В 2016 году между Республикой Казахстан и Российской Федерацией было подписано соглашение о сохранении экосистемы реки Урал. В прошлом году состоялось первое заседание комиссии в Москве, в рамках которого был утвержден план работы, в том числе принято решение о проведении семинара «по совершенствованию институциональных экономических механизмов по сохранению экосистемы реки». Этот семинар в Уральске прошел с участием представителей глав регионов, депутатов сената и мажилиса РК, ученых, национальных и международных экспертов, были приглашены представители РФ. Национальными экспертами было представлено текущее состояние экосистемы как на территории России, так и Казахстана. А международные эксперты предложили создать постоянный орган, институт, который бы вел все исследовательские работы. В первую очередь нам нужно выявить причины ухудшения экосистемы реки. У нас есть проблемы с нерестовым фондом, с осетровыми. Если сравнивать нынешние данные с данными 1970 года, объем вылова осетровых резко снизился, также уменьшились площади естественных нерестилищ. Есть у нас проблема и с пойменными лесами. Многие эксперты говорят, что это связано с маловодностью бассейна. Но сейчас наступил природный маловодный период. К тому же изучать проблему надо изнутри. Например, за последние годы как из республиканского, так и из областных бюджетов двух областей, расположенных в бассейне реки Урал, средств на проведение мероприятий по сохранению лесного фонда выделялось недостаточно. Например, это очистка от сухостоя и валежника, они могут быть первой причиной пожаров в лесах, во-вторых, идет размножение разных бактерий, которые влияют на пойменные леса. Поэтому на семинаре было принято решение о проведении комплексного анализа экосистемы.
- Такая же проблема и в России?
- Да, там такая же проблема с уровнем реки, так как этот год выдался маловодным. На территории Оренбургской области воды совсем мало, говорят, что Урал можно перейти пешком. Такая же ситуация у нас.
СТОК РЕКИ РЕЗКО КОЛЕБЛЕТСЯ ПО ГОДАМ
- На маловодность реки мы ссылаемся уже не первый год, в прошлом году так же было. А что ждать в следующем? Ведь надо меры принимать, а не валить все на природу.
- В целом если говорить о cтоке реки Урал, то анализируя многолетние данные с 1915 года, можно сказать, что сток резко колеблется по годам. В многоводные годы величина стока превышает среднее многолетнее значение в 3-5 раз, в маловодные годы характеризуется крайне низким значением стока. Отличительной чертой многолетнего хода стока является большая повторяемость лет с низкой водностью, нередко следующих один за другим и образующих маловодные периоды.
К примеру, в 2006-2014 годы была фаза маловодных лет. Кроме этого, в советское время в бассейне реки Урал был построен ряд водохранилищ, водохозяйственных объектов. Сейчас необходимо провести оценку влияния этих объектов на реку, потому что при строительстве водохранилища создается емкость, соответственно идут потери на фильтрацию, испарение. На территории Казахстана надо провести детальную оценку влияния Урало-Кушумской оросительно-обводнительной системы, также всех каналов - где у нас какой идет забор и какие потери.
Но я еще не видел детальных исследований в бассейне реки Урал как с нашей стороны, так и с российской. Например, доля притока в Урал реки Сакмара в Башкортостане в створе Январцево составляет 50-60 процентов. В период половодья доля Сакмары в отдельные годы доходила до 80%. Но сегодня Сакмара не изучена, даже сами российские ученые признали, что не знают полной ситуации о формировании стока, о хозяйственной деятельности. В открытых источниках указывается, что с 2000-х годов там начались работы по строительству ряда водохранилищ, но полной информации нет. Сейчас именно в этом направлении мы хотим поработать, сделать полный анализ всего бассейна реки Урал, включая все его притоки. Только на основании этого анализа можно будет сказать, что влияет на экосистему. Сегодня назвать причины мы не можем.
МЫ ТОЛЬКО ХОТИМ НАЧАТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
- А когда закончится это самое исследование?
- Во-первых, исследование пока было только рекомендовано на прошедшем семинаре. Скоро состоится заседание совместной комиссии по сохранению экосистемы, там уже будут приняты конкретные решения.
- Но все же, пока мы годами будем ждать результатов исследований, могут произойти необратимые изменения. Если уже не произошли.
- Этой проблемой начали заниматься недавно, полной картины ни у кого нет. Иногда пишут статьи, частично публикуются какие-то отчеты. Только сейчас мы хотим приступить, если будет решение на правительственном уровне по проведению совместного исследования. Но сколько времени это займет – я не могу сказать.
- А как эти исследования финансируются? И не окажется ли денежная проблема главной преградой?
- Вопрос финансирования тоже надо прорабатывать, потому что это могут быть бюджеты государств, а может, будут привлекаться донорские средства...
- Река Урал – это источник жизни для жителей двух крупных областей, не считая северных соседей. Нужны ведь экстренные меры.
- Если будет достигнута договоренность о проведении исследований, средства, надеюсь, будут изысканы...
ИРИКЛИНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ ТОЖЕ ОБМЕЛЕЛО
- А есть какие-то экстренные способы повышения водности? Может быть, изменение режима сбросов воды с Ириклинского водохранилища?
- Нельзя повлиять на водность реки. В этом году мы в составе рабочей группы по реке Урал ездили на самое крупное водохранилище – Ириклинское. И там увидели, что уровень воды в самом водохранилище упал. Тут нужно уметь адаптироваться к маловодному периоду, допустим, надо меньше потреблять воду за счет каких-то водосберегающих технологий.
- Можете привести цифры, каким был сток воды в реке в прошлом году и в этом?
- В прошлом году в период половодья в трансграничном посту Январцево поступило 3,23 куб. км, в этом сток в период половодья составил 1,47 куб.км
- Вы говорили, что изучили сток реки начиная с 1915 года. Можно сделать прогноз, когда закончится маловодный период?
- Нет, я не смогу, я не компетентен в вопросах прогнозирования. По мнению российских ученых, тут есть определенное влияние климатических условий – но это надо изучать.
ПОЙМУ НЕ ЗАЛИВАЛО С 1993-ГО
- Уровень воды в этом году самый маловодный?
- Насколько я знаю, не самый критический. К примеру, в этом году с января по июнь в створе Январцево объем стока составил 2,3 куб. км. Были годы, когда за весь год поступало всего 2,81 куб.км. Это было в 1967 году. Но все же вода в последние годы не заливает пойму, последний раз полноценно пойма заливалась в 1993 году, когда был большой паводок. Один из прорабатываемых вопросов – синхронизация попусков воды из водохранилищ, которые расположены в бассейне по всем притокам, чтобы было максимально много воды в паводковый период на границе Казахстана, чтобы залить пойму. Получится – не получится, пока неизвестно, очень сложный вопрос, пока он рассматривается в рамках водной комиссии. Потому что половодье в притоках идет по-разному, например по Илеку он начинается раньше, по Уралу – чуть позже...
- А что скажете о реке Илек, там тоже проблемы?
- Да, там загрязнение. Есть проблемы, мы должны признать. Если сравнивать анализы в створе гидропоста Целинный на территории Актюбинской области и в створе гидропоста Чилик, ближе к месту впадения в Урал, то разница в качестве воды по определенным концентрациям меняется в лучшую сторону, речка самоочищается.
УГЛУБЛЕНИЕ ДНА – НЕ ПАНАЦЕЯ
- А дноуглубительные работы как-то могут решить проблему обмеления реки?
- Касательно этих работ у меня нет конкретной позиции, нужно или не нужно. Хочу сказать одно - перед проведением дноуглубительных работ нужно опять-таки провести детальный анализ – где чистить, как чистить и в какой период, потому что если их неправильно вести, они могут отрицательно повлиять на экосистему в целом. Сейчас работы ведутся без глубокого, детального научного обоснования. Академик РАН Александр Чибилев на семинаре в Уральске говорил, что дноуглубительные работы как раз влияют негативно. В Атырауской области эти работы проводились в рамках проекта по увеличению водности реки. Но я скажу, что от дноуглубительных работ воды в реке не прибавится.
- Вы ездили вдоль Урала, все видели своими глазами. Расскажите и нам.
- Уровень воды упал, да. Но я не могу дать оценку. Я считаю, что проблемы экосистемы бассейна реки нужно рассматривать в комплексе. К примеру, можно было бы создать по всей пойме Урала особо охраняемую природную территорию (ООПТ). Соответственно проблемы, связанные с лесным фондом и биоразнообразием, рассматривались бы в другом формате.
Будет выделяться больше средств на проведение научных исследований и других необходимых работ. Будет совсем другой подход.
Нургуль ХАЙРУЛЛИНА