Атырау, 24 ноября 03:41
 ясноВ Атырау +1
$ 498.34
€ 519.72
₽ 4.85

«Рост цены на нефть ещё не повод для радости»

4 176 просмотров

С начала года все мы со страхом наблюдаем за обрушившимся на нас «ценовым» цунами. На фоне всеобщего подорожания пошли слухи о девальвации тенге. Если рассуждать здраво, то поводов для беспокойства нет – нефть-то пока растет. Но благо это или нет? Об этом и другом мы поговорили с финансовым экспертом, который пообещал быть предельно откровенным. Взамен он пожелал остаться инкогнито. 

– Почему растут цены?

– Основным локомотивом роста цен являются мировые цены на нефть. Для нашей страны, крепко сидящей на нефтяной игле, 90 долларов за баррель ничего хорошего не сулит. С ростом цен на сырье автоматически растут цены на продукты переработки этого сырья – бензин, керосин, дизтопливо. Естественно, идет увеличение транспортных расходов. Подразумевается рост коммунальных платежей. Словом, хотим мы или нет, но по цепной реакции растут цены на сопутствующие товары. Вообще ГСМ является основным фактором инфляции, поэтому, когда экономисты говорят, что наблюдается рост цен на сырье или другие товары на международных рынках, это аукается на внутреннем рынке страны. Допустим, из-за прошедшей засухи мы подороже продали зерно на внешнем рынке. Вроде бы хорошо. Но на внутреннем рынке повысились цены на комбикорм, подорожало мясо и т. д.

– На днях правительство высказало опасения по поводу возможного обвала цен на сырье. Возможно ли повторение сценария 2008-го?

– Я помню, в начале 90-х, когда баррель стоил 25 долларов, все ахали, какое богатство. Сейчас при $90 так никто уже не кричит. Конечно, в 2008-ом, когда цена барреля рухнула со 140 до 40 долларов – это был какой-то кошмар. Но такой резкий обвал сегодня вряд ли будет. Цена может упасть до 65, но никак не до 40.

Какова идеальная цена на нефть для Казахстана?

– Для нас норма – $70-80. Выше уже бьет по нам. Вообще, для нашей страны некритично, если эта цифра упадет до $60 или даже $50. Но ниже наше правительство не выдержит.

– Ходят слухи об очередной девальвации казахстанской валюты.

– Процентов 80 за то, что такого резкого обесценивания, которое произошло в феврале 2009 года, когда мы с вами обеднели на 25%, – не будет. Предпосылок нет. В 2009 году у нас не было выхода, тогда Россия и Украина девальвировали свои валюты. 

Что касается доллара и евро – это основные валюты, которыми производятся взаиморасчеты на сырьевых биржах. Что происходит в Штатах и Европе? В Америке астрономическая сумма государственного долга – 14 триллионов долларов. В зоне евро дефицит бюджета в Испании, Греции, Португалии привел к перекосу в экономике – в бюджет поступает меньше, чем расходуется. Нам невыгодна нестабильность этих валют, т. к. за наши товары мы получаем в долларах и евро. Но экономики этих стран по сравнению с нашим развивающимся рынком намного более устойчивы.

– Насколько стабильна наша валюта?

– Возьмем золотовалютные запасы страны – 27,8 млрд долларов. Умножим на 147 тенге, получим 4 трлн тенге. Наличных денег на руках у населения 1 трлн 100 млрд тенге. Гипотетически Нацбанк мог бы четыре раза закупить эту наличность, т. е. золотовалютных запасов в стране достаточно.

Другое дело, что мы зависим от внешних факторов. Казалось бы, нашей стране, когда есть спрос на нефть, волноваться не о чем. Но, как я уж говорил, большая цена на нефть это уже не благо. Было бы не страшно, если бы развивались другие отрасли промышленности. А мы сидим на этих бочках и ничего не делаем.

– Как будет вести себя тенге в связи с Таможенным союзом?

– Он будет привязан к рублю, наши экономики будут синхронизированы. Но если вдруг Россия упрётся как китайцы и скажет, что курс рубля будет, к примеру, 31, тогда тенге поднимется до 150.

– Стоит ли ожидать послаблений в ипотечном кредитовании? В России, к примеру, наблюдаются положительные изменения.

– В России могут себе позволить такие поблажки, поскольку акции Сбербанка, ВТБ находятся в руках у Центробанка, через который правительство регулирует процентные ставки. А у нас банки сами диктуют цены. Если уровень инфляции в 2010 был 8%, а по неофициальным данным ещё выше, то банки не могут сделать ставку ниже 12%. Иначе они будут работать себе в убыток.

– Ожидается ли массовый выброс залогового имущества?

– В ближайшие годы нет. Дело в том, что сейчас, если финансовое учреждение или банки хотят реализовать залоговую недвижимость, они должны платить налог за эту операцию. До тех пор, пока не будут внесены поправки в налоговое законодательство, ожидать массового выброса залогового имущества, а также падения цен на недвижимость не приходится. 

Сауле ТАСБУЛАТОВА

26 января 2011, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.