Атырау, 3 мая 03:46
 ясноВ Атырау +18
$ 443.37
€ 474.49
₽ 4.83

ПРОШЛОЕ без БУДУЩЕГО. Древнее городище Лаэти - под угрозой

9 325 просмотров

Атырауский краевед Вячеслав Афанасьев бьёт тревогу: новый микрорайон Жулдыз строится в непосредственной близости от старинного ремесленного поселения, датируемого примерно XIII-XIV веками.

 

ПОДОБНО ГРАДУ КИТЕЖУ

Об этом археологическом памятнике неподалёку от Атырау известно давно. Еще в 20-х годах прошлого столетия гурьевский учитель Сухарев собирал здесь красноглиняную керамику позднего средневековья. Сам Афанасьев узнал о памятнике от старейшего геолога Сапара Карымсакова в 60-х годах. По заданию института истории археологии и этнографии им. Ч. Валиханова он начал регулярные наблюдения над этим поселением, а также над городищем Сарайджук. Первые свои находки он показывал известному специалисту Алкею Маргулану. Тот обратил внимание не только на средневековую керамику, но и на неолитические ножевидные пластины, обнаруженные здесь же. Капитальные археологические раскопки городища первым начал московский археолог Лев Галкин(Волго-Уральская археологическая экспедиция АН СССР). Результаты работы этой экспедиции находятся в атырауском историко-краеведческом музее. После получения «открытого листа» Вячеслав Афанасьев тоже занимался здесь раскопками, вывозил на археологическую практику студентов пединститута.

«Городище Актобе представляет собой остатки Золотоордынского ремесленного поселка, возникшего и существовавшего в Средние века на караванном пути из Нижнего Поволжья в Среднюю Азию. Характер находок показывает, что в поселении существовали мастерские по изготовлению изделий из металла, стекла, железа, кости, а также ювелирные мастерские, которые обслуживали проходящие через поселение торговые караваны. Поселение погибло, вероятно, в результате  повышения уровня Каспия», – рассказывает археолог Марат КАСЕНОВ. По его мнению, городище Актобе имеет уникальную сохранность культурного слоя, так как долгое время находилось под водой Каспия. В 50-е годы 20-го века городище оказалось на поверхности, и с этого момента начало разрушаться: культурный слой вытаптывается скотом, нарушается стихийно проложенными грунтовыми дорогами.

Поселение известно в науке под двумя названиями: Актобе и Лаэти. Обследовавший в 1965 г. известный археолог М. С. Мерщиевназывает его «поселение близ посёлка Тендык». В указанный год М. Мерщиевым было зафиксировано два поселения, расположенных на расстоянии 400 м одно от другого вдоль правого берега сая Сокол. Впоследствии второе, северо-восточное, поселение было уничтожено при строительстве телевизионной системы «Орбита». Оставшееся поселение не раз привлекало внимание строителей, там дважды пытались прорыть канал, хотели построить птицефабрику, но археологам удавалось отстоять городище.

Но вот оградить его от соседства с новостройками им уже не удастся. В 2006 году между селом Томарлы (Тендык) и телевышкой началась выдача земли под ИЖС. Активно застраивающийся сегодня микрорайон Жулдыз находится в непосредственной близости от архитектурного памятника. 

В ОБЛИСПОЛКОМЕ НЕ ДУРАКИ СИДЕЛИ

Начальник ГУ «Государственная инспекция по охране, реставрации и использованию историко-культурного наследия Атырауской области» Галымжан ИСКАКОВуверен в необходимости срочных охранных раскопок.

–По закону до отвода земельных участков должны производиться исследовательские работы по выявлению объектов историко-культурного наследия. В случае обнаружения таких объектов физические и юридические лица обязаны приостановить работы и сообщить об этом уполномоченному органу. Проведение работ, которые могут угрожать существованию объектов историко-культурного наследия, запрещается. Городок Актобе был занесен в свод памятников истории и культуры области, принятых под государственную охрану решением Гурьевского исполкома областного совета народных депутатов еще 14 июля 1981 года. Все работы по его исследованию нужно было завершить до начала выдачи земельных участков. Теперь первоочередной задачей должно быть проведение охранных раскопок. После этой работы там можно сделать музей под открытым небом, который наверняка будет пользоваться популярностью у жителей и гостей города, – говорит Г. Искаков.

Согласно «Правилам определения и режима использования охранных зон», памятники археологии должны быть окружены охранной зоной в 50 метров от границ памятников, при группе памятников – от границ крайних объектов; для памятников археологии, которым должна быть обеспечена обозримость, радиус охранной зоны должен быть равен 200-300 метрам.

«ВТОРОЙ САРАЙЧИК» ПОД УГРОЗОЙ

Заместитель начальника горархитектуры Слямгали СМАГУЛОВуверен: всё под контролем.

–Землеотвод ведётся согласно плану, согласованному со всеми инстанциями, в том числе областным управлением культуры. Между земельными участками и древним городищем сохраняется охранная зона в 200-300 метров. Думаю, над охраной этой земли более активно должна работать инспекция по охране памятников. Там установлена табличка, но сама территория никак не ограждена. Но, повторяю, мы охранную зону соблюдаем, – утверждает С. Смагулов.

–Что такое для нас 300 метров? Нужно учитывать менталитет местного населения. Это за границей, где-нибудь в западной стране вполне могут мирно соседствовать обычные дома и, скажем, старинные склепы, и никому не придет в голову их разрушать. Да у нас через несколько лет там всё будет вытоптано и замусорено, исчезнет Актобе, как древний Тараз, – с досадой говорит Марат Касенов. – Нам нечего будет оставить потомкам. Даже если поставить ограждение вокруг территории городища – это не выход. К делу нужно подойти со всей ответственностью, так как памятник является достоянием нашего государства: либо вообще запретить строительство в том районе, либо оперативно завершить исследовательские раскопки. Сарайчик находится вдали от города, и тем не менее туда едут все гости области, а у нас тут под боком пропадает такой памятник! Нужно сделать из него музей под открытым небом, пусть все любуются.

Для проведения полномасштабных исследовательских работ требуется солидная сумма, по оценкам специалистов инспекции по охране памятников – около миллиарда тенге. Но денег на это в бюджете текущего года не предусмотрено.

–Мы внесли охранные раскопки городища в план исследовательских работ на 2012 год, но будут ли выделены средства, еще вопрос, – делится своими сомнениями Галымжан Искаков.

Вячеслав Афанасьев сомнений не ведает:

–Памятник нужно сохранить – и точка!

 Он готов бороться, писать во все инстанции.

Зульфия ИСКАЛИЕВА  

26 января 2011, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz