Атырау, 24 ноября 01:44
 ясноВ Атырау +1
$ 498.34
€ 519.72
₽ 4.85

Ветераны-геологи требуют свою долю

6 985 просмотров

Группа ветеранов-геологоразведчиков в конце прошлого года направила премьер-министру Кариму Масимову и президенту национальной компании «КазМунайГаз» Кайыргельды Кабылдину письмо с требованием включить их в список акционеров КМГ.

Начиная с 1997 года геологи неоднократно обращались с подобным требованием к ряду высокопоставленных лиц, среди которых бывший президент «Казахойла» Нурлан Балгимбаев, бывший президент «Казмунайгаза» Ляззат Киинов, депутаты прошлых созывов Жармахан Туякбай, Фариза Онгарсынова. Но руководители компании сменили место работы, один из депутатов перешел в ряды оппозиционеров, а вторая стала рядовой гражданкой своей страны.И решение вопроса затянулось. Ряды некогда многочисленной армии ветеранов геологоразведки за это время заметно поредели, и на данный момент их по всей области не наберется и 600. Имеют ли они право рассчитывать на свою долю от нефтяного пирога? Как ныне живут те, кто когда-то внес свою лепту в открытие крупнейших месторождений нефти и газа? Мы попытались найти ответы на эти вопросы.

ПИСЬМО ГЕОЛОГОВ

Вначале мы бы хотели вкратце ознакомить читателей с письмом ветеранов геологоразведки, сохранив при этом стилистику оригинала.

«Мы, ветераны труда – геологоразведчики Прикаспия, отдали для разведки, поисков нефтяных и газовых месторождений по 40-50 лет своей жизни. Мы исколесили Прикаспийскую впадину, полуостров Мангышлак, Устюрт в поисках месторождений нефти и газа. Самоотверженным трудом ветеранов-геологоразведчиков нашего поколения были открыты многочисленные месторождения на Мангышлаке (Узень, Жетыбай, Тенге, Каламкас, Каражанбас и др.), в междуречье Урал – Волга (Мартыши, Камышитовое, Жанаталап, Сазанкурак, Забурунье, Имашев и др.), в Западно-Казахстанской и Актюбинской областях (Карачаганак, Жанажол, Кожасай, Али-бекмола, Кенкияк и т. д.). Не будем перечислять все месторождения, поскольку о них всем известно.

Таким образом, мы внесли весомый вклад в становление и развитие нефтяной и газовой промышленности Республики Казахстан.

В советское время эти открытые месторождения после составления отчета по подсчету запасов по акту передавались для разработки объединениям «Эмбанефть», «Мангышлакнефть», «Актюбнефть». А мы, геологоразведчики, шли дальше за поиском месторождений.

После получения независимости Казахстана предприятия геологоразведчиков бы-ли ликвидированы, расформированы и приватизированы, а мы остались не у дел. Правда, нам, ветеранам, дали акции приватизированных предприятий (за 2006-2010 годы мы получили за одну акцию по 25 тенге, и то после обращения с жалобой в финансовую полицию).

Работники АО «РД «КазМунайГаз», которые разрабатывают и продают нефть и газ вышеуказанных месторождений, получают хорошие дивиденды по сравнению с нами (к примеру, за 2009 год они получали более 700 тенге за каждую простую акцию).

Мы считаем справедливым ходатайствовать о включении пенсионеров-геологоразведчиков в список акционеров АО «Национальная компания «КазМунайГаз» или АО «Разведка. Добыча «КазМунайГаз» для получения достойных дивидендов, так как есть доля и нашего труда в стоимости добываемой нефти.

Байжан УМИРБАЕВ, участник Великой Отечественной войны, топограф; Салим ШИНТЕМИРОВ, участник Великой Отечественной войны, геолог; Константин КУЛАГИН, ветеран труда, труженик тыла; Н. ЧЕРКЕШБАЕВ, участник Великой Отечественной войны, геолог; Багитжан КУСНИЕВ, ветеран труда, труженик тыла; Зайдолла ЗИМАШЕВ, персональный пенсионер местного значения, ветеран труда; С.  АКТУРИЕВ, ветеран труда, тыловик; Орынбасар ЕСБОСЫНОВ, ветеран труда, бурильщик; Хабер ЗИНУЛИН, заслуженный геологоразведчик, мастер-бурильщик; С. ЕСКОЖИЕВ, ветеран труда, бурильщик; Кутпан КАБДОЛОВ, буровой мастери др.

АКЦИИ, КОТОРЫЕ НИЧЕГО НЕ СТОЯТ

В первую очередь я приехала в поселок Геолог, где проживает большая часть подписавших письмо геологов. Салим Шинтемиров и Байжан Умирбаев,которым почти по 90, – одни из тех, кто, вернувшись с фронтов Великой Отечественной войны, исколесили степи всего Запада страны и участвовали в открытии многих месторождений. Так получилось, что ни одному из сыновей Салима ата не удалось устроиться на работу в нефтянку, и содержат они своего отца на случайные заработки.

А Байжан ата – топограф, в свое время создавший карту Гурьевской области 25-тысячного масштаба. Если первый из них вовсе не знает, сколько акций ему причитается по закону, то второму удалось получить 23 акции, которые ровным счетом ничего не стоят.

Еще один старейший геолог Кутпан Кабдолов в разговоре с нами сбивался со счету, перечисляя месторождения, открытые при его непосредственном участии. 

– О таких старых кадрах, как мы, никто сейчас не вспоминает. Но я помню наизусть весь свой 44-летний трудовой путь. Я участвовал в открытии более 79 площадок. А на законсервированных в свое время более чем 50 площадкахв настоящее время вовсю добывается нефть. До сих пор помню как на Котыртасе тяжело получили нефть с тысячеметровой глубины, – вспоминает аксакал.

Самое обидное то, что имя Кутпана ата, который в свое время пробурил скважину №1 месторождения Прорва («Эмбамунайгаз» ПФ), по непонятным причинам нигде не упоминается.

По словам аксакала Кутпана, после расформирования предприятий в геологии ему было выдано около 40 акций. Получить их своевременно он не сумел, а когда пришёл за ними лично, акций, как ни странно, осталось лишь 13.

– От этих акций я не получил ни тиына. Однако, по моим подсчетам, каждая моя акция должна стоить не менее 10 тысяч долларов. От этой суммы мне полагается определенная доля, – считает аксакал.

Однако, открывший десятки богатейших месторождений, но проживающий в настоящее время в крохотной времянке Кутпан Кабдолов считает себя счастливым человеком, даже несмотря на то, что его жилье заложено в банке.

– Как бы там ни было, а я все же внес свою долю в процветание Казахстана. В стране мир и согласие, народ живет в достатке. Со мной рядом мои дети, жена, внуки вон бегают. Счастливее меня, наверное, и нет никого, – говорит он.

Занимавший в свое время руководящие должности Багитжан Кусниев также не скрывает своей обиды. Багитжан ата рассказал, что в прошлом году в качестве дивидендов за имеющиеся у него акции было выплачено всего 400 тенге. По его словам, в те годы, когда они только стали поднимать этот вопрос, некоторые люди из высших эшелонов власти посоветовали им объединиться и создать общественный фонд. Однако от созданного стариками общественного фонда геологам мало проку. Этот фонд лишь изредка по случаю смерти или юбилея старается как-то поддержать стариков.

– Многие ветераны ушли из жизни, так и не дождавшись от фонда средств на лечение, – говорят сами геологи.

– Мы даже подсказали путь решения нашей проблемы. Дали перечень открытых нами месторождений и попросили закрепить нас за ними, чтобы могли получать от них социальную помощь. Ведь коммунальные услуги дорожают, а нужны еще средства на лекарства и  обследование у врачей. На все это наших мизерных пенсий явно не хватает, – говорит Багитжан Кусниев.     

ОТВЕТ КОМПАНИИ

Ветеранам геологоразведки, которые направили обращение в надежде на дивиденды от национальной компании,ответил не президент «КазМунайГаза», азаместитель Генерального директора по экономике и финансам госпожа Ж. БЕКЕЖАНОВА. В ответе, в частности, говорится: «Закон РК от 22 июня 1991 г. «О разгосударствлении и приватизации» предоставлял право на безвозмездное получение привилегированных акций преобразуемого предприятия работниками, пенсионерами и лицами, проработавшими на преобразуемом предприятии не менее 15 лет. Закон утратил силу с 1 января 1996 года в соответствии с Законом РК от 23 декабря 1995 года «О приватизации».

Исходя из информации, указанной в обращении, на момент приватизации вы не являлись работниками, пенсионерами или лицами, проработавшими не менее 15 лет, т. е. лицами, имеющими право на получение привилегированных акций. Соответственно при приватизации ОАО «Узеньмунайгаз», «Эмбамунайгаз», правопреемником которых является Общество (имеется в виду акционерное общество. С. Т.), вам не были выданы акции этих предприятий.

Таким образом, несмотря на то, что Общество высоко ценит вклад пенсионеров-геологоразведчиков в становление и развитие нефтяной промышленности РК, разрешение вашего вопроса не представляется возможным».

Но, несмотря на этот отказ, геологи-ветераны, большинству из которых от 80 до 90 лет, настроены решительно. «Мы считаем, что это самая обыкновенная отписка, потому что производство и экономика страны неуклонно растут. Вдобавок мы наслышаны и об эмиссии ценных бумаг», –говорят геологи-ветераны и надеются получить ответ на свое обращение от премьер-министра. Однако пока Карим Масимов хранит молчание. И все же геологам хотелось бы узнать, смогут ли они как первооткрыватели рассчитывать на долю в давно уже приватизированных другими месторождениях? Вопрос очень принципиальный: ведь с каждым днем ветеранов геологоразведки становится все меньше. В том случае, если решение вопроса затянется еще на десяток лет, из ныне здравствующих ветеранов может никого и не остаться в живых. Судьбы многих людей в нашем регионе тесно связаны с нефтяной и газовой промышленностью. И там трудятся потомки тех же геологов и нефтяников, которые уже сейчас должны знать, какое вознаграждение в будущем они получат за свой теперешний тяжелый труд.

Сания ТОЙКЕН

Фото автора

13 января 2011, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.