Атырау, 11 января 23:42
 ясноВ Атырау -4
$ 526.81
€ 542.72
₽ 5.16

«Зелёные» намерены судиться с властями

4 276 просмотров

Общественные организации города, объединив свои силы, тщательно проанализировали проект строительства базы реагирования на разливы нефти (СКЭБР), представленный на общественных слушаниях в ноябре прошлого года («АЖ» №47, «Дежавю в Атырау»). НПО привлекли независимых экспертов и провели общественную экологическую экспертизу этого проекта, что вообще у нас происходит впервые. Заключение общественной экспертизы шокирует количеством выявленных нарушений национального и международного законодательства. На днях представители НПО провели по этому поводу пресс-конференцию.

“ЗЕЛЁНЫМ” НЕ ДАЛИ ПОДГОТОВИТЬСЯ

Напомним, базу реагирования намечено построить на Приморском канале, что недалеко от посёлка Дамба. Разработчики проекта и его заказчик – ТОО «Тенизсервис» («дочка» НК«КазМунайГаз) ничуть не скрывали, что решение принято на самом высоком верху, а всякие там общественные слушания и прочая бодяга – лишь пустая формальность. Назывались и сроки введения СКЭБР в эксплуатацию – август 2012 года («АЖ» №41, «Построят, и нас не спросят»). Это вызвало крайнее возмущение «зелёных». Размещение базы на особо охраняемой природной территории (ООПТ), рядом с заповедником «Акжайык», возможное при этом разрушение единой уникальной экосистемы Прикаспия, откровенное игнорирование общественного мнения – всё это плевок в лицо населению нашего региона, считают они.

Итак, что же увидела наша экологическая общественность в проекте оценки воздействия на окружающую среду по постройке базы?

«Начнём с того, что у нас абсолютно не было времени на подготовку к общественным слушаниям, прошедшим 19 ноября, так как документы по проекту мы получили за день до самих слушаний, – говорит председатель ОО «Глобус» Галина ЧЕРНОВА. – Таким образом, разработчик проекта, а это Информационно-аналитический центр Министерства охраны окружающей среды, уже нарушил существующие процедуры и инструкции ОВОС и Экологического кодекса РК, согласно которым испрашиваемые нами материалы они должны были предоставить за пятнадцать дней до общественных слушаний

Теперь, по истечении полутора месяца работ мы подготовили заключение общественной экологической экспертизы, насчитав около двадцати вопиющих нарушений экологического законодательства нашей страны, а также Рамсарской и Орхусской конвенций, ратифицированных Казахстаном. Стоит отметить, что по законодательной иерархии, международные конвенции имеют статус приоритетности».

ОНИ РАЗОРЯТ ВСЕ ГНЁЗДА

В частности, по мнению экспертов, проект предОВОС СКЭБР не отражает реального состояния биосистемы данной территории и не содержит адекватных оценок ущерба при воздействии проекта на биоразнообразие местности.

Оказывается, флору и фауну территории исследовали осенью, когда всё живое, даже планктон, в основном уходит на зимовку, поэтому достоверных показателей их численности в проекте нет. По птицам, к примеру, даётся недостаточная характеристика,  в том числе мест обитания «краснокнижных» видов. Кстати, недавно на расстоянии километра от места, застолблённого под базу, обнаружена большая колония черноголового хохотуна, занесённого во все Красные книги (в коллаже на стр. 1 фото птенцов хохотуна). Не исключено, что она в этих местах не единственная, это орнитологи планируют выяснить весной.

На территории заповедника «Акжайык», рядом с которым расположится СКЭБР, обитает более 460 видов позвоночных животных, включая 76 видов рыб, 20 видов рептилий, 292 вида птиц и 48 видов млекопитающих. Десятки видов занесены в скорбную Красную книгу. Это важное место гнездования и линьки для многих мигрирующих видов птиц, таких, как лебедь-шипун, дикая утка, чирок.

«НИКТО НЕ ВЯКНЕТ!»

В проекте предОВОС упоминается, что при выборе участка под строительство базы применялся экосистемный подход. Тогда непонятно, как разработчики из общей территории водно-болотистых угодий, находящейся под защитой Рамсарской конвенции, смогли вычленить Приморский канал? Это единая экосистема, а значит, согласно статье 207-ой Экологического кодекса РК, в этих местах «запрещается хозяйственная и иная деятельность, вызывающая нарушение естественных экологических систем, уничтожение генетического фонда живых организмов».

В документах нпошники нашли некорректные выводы, ляпы и явные противоречия. Например, на одной странице территория Приморского канала определена как буферная зона, а на другой – как участок строительства, не относящийся к территории резервата «Акжайык».

«Всё явно указывает на то, что проект готовился в большой спешке, – продолжает Галина Чернова. – Но ведь в Информационно-аналитическом центре работают достаточно грамотные в экологическом законодательстве люди, принимающие участие в разработке многих законов. Поэтому непрофессионализм, проявленный при подготовке этого документа, удивляет. Я думаю, они знали, на что шли, игнорируя законодательство, уверовав, что и так сойдёт. К нам в руки попал протокол совещания сминистром нефти и газа Сауатом МЫНБАЕВЫМ, который находился здесь в июне прошлого года. В нём действительно расписаны абсолютно все сроки. Что вся проектно-сметная документация должна быть готова к 1 февраля этого года, что площадка под СКЭБР должна быть окончательно утверждена к марту. Когда во время общественных слушаний нам предлагали не рыпаться, многозначительно тыча пальцем вверх, то, думаю, имели в виду и этот протокол».

В настоящее время предОВОС находится на одобрении в Министерстве охраны окружающей среды. На это отводится четыре месяца. Однако у неправительственных организаций есть информация, что следующая процедура – общественные слушания ОВОС – проведут уже в конце января, не дожидаясь одобрения МООС. Кстати, любопытная деталь. Если Информационно-аналитический центр (разработчик проекта) является структурным подразделением МООС, получается, что министерство само разрабатывает проект, а потом само же и оценивает свою работу.

По версии НПО, всей этой спешке есть простое объяснение. По новому Соглашению о разделе продукции, добыча нефти Кашагана без наличия СКЭБР невозможна. Ответственность за срыв ляжет на казахстанскую сторону, компенсации расходов со стороны иностранных инвесторов не будет. Игнорировать законодательство – решение политическое.

НАРУШЕНЫ НОРМЫ РАМСАРСКОЙ…

Заключение общественной экологической экспертизы носит всего лишь рекомендательный характер, от которого МООС и другие стороны спора могут просто отмахнуться. И хотя организаторы этой беспрецедентной акции прекрасно это осознают, всё же они обратились в природоохранную прокуратуру, ряд местных госструктур, Министерство охраны окружающей среды. А также готовят исковое заявление в суд с целью оспорить решение акима города о выделении земельного участка под строительство СКЭБР. Дело в том, что согласно Экологическому кодексу РК, на то должно быть Постановление правительства, поскольку это заповедная зона. Кроме того, НПО намерены привлечь внимание к сложившейся ситуации и международные организации, в частности, бюро по Рамсарской конвенции о водно-болотистых угодиях (ВБУ), так как считают, что территория ВБУ Прикаспия намеренно сокращена. Карта же Рамсарских угодий охватывает территорию будущей базы. А статья 6-ая Рамсарской конвенции гласит, что «в тех случаях, когда из-за настоятельных государственных интересов договаривающаяся сторона исключает из списка или сокращает размеры ВБУ, она должна, насколько это возможно, компенсировать происходящую в результате этого потерю ресурсов ВБУ и, в частности, она должна создавать дополнительные природные резерваты для водоплавающих птиц, а также обеспечивать защиту достаточной части территории первоначального их местообитания в этом районе».

Проще говоря, ТОО «Тениз сервис» должно создать искусственный заповедник взамен изымаемой территории, что, разумеется, оно делать не станет. 

…И ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИЙ

«Мы не против строительства базы как таковой, прекрасно понимаем её необходимость, – комментируют свои действия авторы общественной экологической экспертизы. – Однако все альтернативные варианты размещения СКЭБР рассмотрены не до конца, а это уже нарушение пункта 6 стать и 6 Орхусской конвенции. Их выбор сводился исключительно к территории ООПТ и Рамсарским угодьям либо к зонам повышенной аварийной и пожарной опасности. Так, абсолютно не рассмотрены участки Камынино и Гогольский. Выбор же Приморского канала обусловлен дешевизной строительства именно на этом месте».

СЕРОВОДОРОД ДОСТИГНЕТ АТЫРАУ ЗА 2 ЧАСА

Впрочем, никакая база не поможет. В 2000 году консалтинговая группа «Артур Д’Литтл» занималась разработкой ОВОС для проекта «Аджип ККО» и пришла к выводу, что любая авария на морском месторождении Кашаган сначала вызовет выход сероводорода из разгерметизированной скважины, который в условиях ледостава достигнет берега уже через 2 часа, при этом накроет Атырау и Актау вместе со всем населением, не говоря уж о какой-то там живности.

Лев ГУЗИКОВ

13 января 2011, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.