Атырау, 11 января 22:36
 ясноВ Атырау -4
$ 526.81
€ 542.72
₽ 5.16

Проверено: взрывчатка есть!

3 945 просмотров

Несмотря на опубликованную в «АЖ» (№32 от 12.08.10) статью «И полыхнёт всё синим пламенем…», индерские власти по-прежнему проявляют удивительную беспечность.

 

БОГАТСТВО ПОД НОГАМИ

В той статье мы уже подробно описали историю соляной шахты. Напомним лишь, что освоить все её богатства никто не смог ни в советское время, ни в постсоветское. И шахту, нуждавшуюся в капитальном ремонте, стали растаскивать по частям. По словам прокурора района А. УТЕБАХОВА, соляная шахта в настоящее время находится на балансе областного департамента природных ресурсов и регулирования природопользования. В 2003 году между областным управлением по нефтяному комплексу, внешним экономическим связям и инвестиционной политике и ТОО «Индер-Салт» был заключен договор №8/2003.  В 2007 году договор был расторгнут в одностороннем порядке – ввиду того, что землепользователь не выполнил указанные в договоре обязательства.

И шахта осталась никому не нужной. В расположенной в 23 километрах от поселка Индерборский шахте №99 на глубине 300 метров под землёй таятся большие залежи борно-калиевой поваренной соли, бишофита.  Но кого винить в том, что такие несметные богатства лежат безо всякого движения? Может, местную власть, которая не знает, как привлечь перспективных инвесторов? А ведь ещё один вариант использования шахты – в лечебных целях. Дело в том, что воздух подземелья – и это научный факт – самое верное средство лечения астмы. Здешние рабочие рассказали, что до того как шахта была разграблена, сюда неоднократно приезжали страдающие астмой люди не только из Казахстана, но и из других республик бывшего Союза. Больные люди спускались в соляную шахту, находили там исцеление от мучившей их болезни и уезжали, радостные и счастливые.

 

ОСТОРОЖНО, ПРОПАСТЬ!

В этот наш приезд, как и в августе, шахта стояла разграбленная. Все мало-мальски пригодное в хозяйстве из бесхозной шахты вывозили не только индерцы, но и атыраусцы.

Но в районный ОВД почему-то не поступало никакой информации о воровстве на шахте. Между тем злоумышленники унесли даже кабель и оборудование, содержащие цветные металлы. Лифт, с помощью которого рабочие раньше спускались в подземелье, был разобран по частям. А аварийную лестницу вообще сожгли. Чтобы проверить глубину шахты, я бросила камень и прождала добрый десяток секунд, прежде чем услышала, как он ударился о дно. Ясно, что всякому, кто ненароком угодит в эту пропасть, не выжить. Однако никто и не думает надежно закрыть шахту или выставить ограждение.

–Ранее мы предполагали о скоплении большого количества метана в этой шахте. Также я слышал и том, что в складском помещении в подземелье остались взрывчатые вещества,детонаторы в большом количестве ичто некоторую их часть уже похитили, –говорит академик, геолог Хасан КАМАШЕВ. –Почему компетентные органы так беспечно относятся к этому? Надо бы найти хорошего инвестора и восстановить шахту или, по крайней мере, забетонировать отверстие. А что будет, если, упаси Аллах, местное хулиганье бросит в шахту горящий предмет?.. Я беседовал и с академиком Муфтахом Диаровым, который тоже всерьёз озабочен взрывоопасной ситуацией на шахте.

О том, что часть взрывчатых веществ находится у определенных людей, мне рассказал один из моих знакомых. Они аккуратно сложили взрывчатку у себя дома. Только зачем? – вот вопрос.

 

МИНА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

Три месяца назад районная прокуратура начала проверку на шахте. По словам прокурора района А. Утебахова, в ходе проверки с привлечением местных специалистов выяснилось, что прежние владельцы шахты №99 не законсервировали месторождение в установленном законом порядке.

–Наряду с этим стало известно, что несколько тысяч тонн соли различного состава, извлеченной из-под земли и сложенной в огромные кучи возле шахты, стали растворяться под действием дождевых и талых вод, –говорит А. Утебахов. –В результате соленая вода стала просачиваться в почву и тем самым загрязнять обширную прилегающую к шахте территорию. Таким образом, были нарушены основные принципы землепользования и охраны окружающей среды. Кроме того, шахта, в которой накопилось изрядное количество метана, расположена близко к населенному пункту. Эта ситуация может привести к чрезвычайной ситуации техногенного характера.

Утебахов также назвал конкретное количество находящихся в складах шахты взрывчатых веществ: 5 620 килограммов аммонита и 5 324 детонатора.

–Я работала на этой шахте. В августе 2005 года нас отправили в отпуск без содержания, но из отпуска уже не отозвали, –рассказывает Зауреш САДИЕВА. –Моя штатная должность никак не подпадала под сокращение, потому что я работала кладовщицей на складе взрывчатых веществ. В те годы в складском помещении хранилась крупная партия взрывчатых веществ. Я слышала, что шахта разграблена. Все, кто там работал, знали, что на складе хранятся взрывчатые вещества и как до них добраться.

Прокурор района А. Утебахов подготовил и отправил  предложения экологам, областному акимату. Вся надежда на областное руководство, потому что местная власть по-прежнему бездействует.

А соляная шахта глубиной 300 метров и протяженностью 56 километров представляет серьезную опасность. Индерцы сидят на мине замедленного действия в ожидании рокового часа.

Ляззат КАРАЖАНОВА

Фото автора

29 декабря 2010, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.