Атырау, 17 мая 11:22
 будет пасмурноВ Атырау +18
$ 441.58
€ 480.00
₽ 4.86

«Фурункул» непрофессионализма

8 319 просмотров

Во время подготовки этого материала несколько раз ловила себя на мысли, как в очередной раз обидятся на меня наши медики. Поверьте, но меньше всего мне хотелось обидеть представителей одной из самых трудных и гуманных профессий, большая часть которых - настоящие спецы, стоящие на охране нашего здоровья. Но нельзя пройти мимо вопиющих фактов, когда по чьей-то халатности или в погоне за деньгами человек теряет здоровье. Еще больнее, когда его в этой ситуации заставляют еще и оправдываться.

СТРАННЫЙ «ФУРУНКУЛ»

В редакцию обратилась жительница Атырау Любовь Васильевна ТОЛСТОВА (на снимке). Осенью прошлого года у женщины на пятке правой ноги вдруг появилось крохотное темное пятнышко, которое постепенно росло. Сначала оно не доставляло никаких неудобств. Но со временем при ношении закрытой обуви пятно стало кровоточить, и на его месте образовалась ранка.

Женщина обратилась в «ДостарМед Престиж» – одну из новых клиник, которая с момента открытия декларировала, что у них работают столичные специалисты. Сначала её направили к хирургу, тот перенаправил к дерматологу С. Пиржанову, который поставил диагноз – фурункул правой стопы. Толстова два месяца исправно принимала лечение, но ранка всё не заживала и даже немного выросла в размерах. По словам Любови Васильевны, она, почуяв неладное, несколько раз просила врача направить её к онкологу, но тот успокаивал – мол, окончательный итог будет виден после завершения курса лечения.

В течение этих двух месяцев женщина исправно делала дома тепловые ванночки и прикладывала мазь. Но ранка росла. Первой тревогу забила старшая дочь Любови Васильевны. С того дня Толстовы стали искать через интернет врача или клинику в России. Вместе с описанием болезни на электронные адреса направили фотографии незаживающей раны, которая к этому времени увеличилась в диаметре на несколько сантиметров. 

СПАСЕНИЕ ПРИШЛО ИЗ ПЕНЗЫ

Первыми отозвались из Пензенского Федерального государственного онкологического центра. Недолго думая, семья Толстовых выехала туда. По словам Л. Толстовой, она перенесла настоящий шок, когда после первого же анализа ей сообщили диагноз – меланома кожи пяточной области во 2-й стадии.

Справка «АЖ»:Меланома – наиболее агрессивная из всех злокачественных опухолей. Очень быстро она прорастает и распространяется по сосудам на другие органы, где возникают её губительные метастазы.

Любовь Васильевна перенесла несколько операций, в ходе которых российские врачи удалили опухоль и пересадили на это место здоровую ткань с других участков тела. Причем пересаженная ткань прижилась только после второй пересадки. Во избежание угрозы развития метастаз ей также удалили  лимфатический паховый узел. После операции Любовь Васильевна два месяца лежала в постели, а после еще долго передвигалась на костылях. Сейчас она встала на учет в Атырауский онкодиспансер, а на днях в первый раз получила необходимые дорогостоящие лекарства бесплатно. До этого дня все лекарства семья, состоящая из мужа-инвалида и самой Любови Васильевны (также получившей теперь этот статус), покупала всё на собственные средства. Конечно, очень помогли в этой ситуации две взрослые дочери с зятьями, а также друзья и многочисленные коллеги Любови Васильевны, которым супруги сегодня бесконечно благодарны. До болезни она одновременно работала в нескольких местах, преподавала, кстати, казахский язык, которым в совершенстве владеет, содержала семью (муж несколько лет назад лишился трудоспособности в результате несчастного случая на производстве). А теперь ей присвоена инвалидность, и супруги вынуждены будут перебиваться на пособия. Но страшнее всего болезнь, которая не отступила, и для излечения от которой в течение года каждые три недели придется принимать курсы иммунотерапии.

- После каждого укола кажется, что под кожей кровь закипает. Поднимается температура, наступает слабость, падают лейкоциты. А чтобы их поднять, нужно хорошее питание и поддерживающее лечение. Первое время я была в депрессии. Не могла поверить, что так тяжело заболела. По приезде в Атырау после операции избегала знакомых, чтобы они не видели меня на костылях. Да и они долго не могли поверить в мою болезнь, ведь всего год назад видели меня здоровой и активной. Да я сама временами не узнаю себя в зеркале, так похудела. Все вещи мне велики. А мне ведь всего 54 года, – еле сдерживая слезы, рассказывает Любовь Васильевна.

Вскоре Толстовой вновь предстоит поездка в Пензу, на консультацию со своим лечащим врачом.

– По телефону он сообщил, что сейчас находится в Москве, а в Пензе будет 30 декабря. К этому времени я сдам все нужные анализы. Я ему говорю – мол, праздники, вам будет не до меня. Но он заявил, что это неважно, и что я должна быть там. После каждой операции он ежедневно смотрел, как идет заживление, а иногда и собственноручно обрабатывал рану. Он сказал, что я могу звонить ему в любое время дня и ночи. Здешний онколог напугал меня, что придется ампутировать часть ноги. А мой пензенский врач заявил, что во всем мире сегодня стараются сохранить пострадавший от болезни орган.

«ДОПУЩЕНА ГРУБАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ОШИБКА»

В августе этого года Любовь Толстова обратилась с жалобой на клинику «ДостарМед Престиж» в областное управление здравоохранения и на блог премьер-министра РК. Облздрав перенаправил жалобу в департамент комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности по Атырауской области Минздрава РК. Департамент сформировал комиссию, которая в ходе работы сочла жалобу Л. Толстовой обоснованной. И вот почему. В медкарте, открытой во время первого и последующего осмотра, дерматологом подробно не описаны размеры раны и другие важные детали. А при проверке журнала процедур физиокабинета оказалось, что больная около 20 дней принимала облучение красным лазером – при том, что врач эту процедуру не наз-начал.

Комиссия установила, что в лечебном учреждении отсутствует действенный контроль за лечебным процессом, отсутствует служба внутреннего аудита, нет утвержденных стандартов медуслуг. Лечивший женщину врач-дерматолог С. Пиржанов в течение 7 лет не повышал квалификацию. На момент поступления жалобы он уже успел уволиться по собственному желанию.

Вывод комиссии: врачом С. Пиржановым допущена грубая диагностическая ошибка – меланома кожи принята за фурункул. И врач, следовательно, занялся лечением фурункула, хотя этим заболеванием должен заниматься хирург. Далее в заключении комиссии говорится, что фурункул – воспаление волосяного мешочка, и его не бывает там, где нет волос, в данном случае на пятке. Врач не посчитал нужным в первый же прием взять и направить на анализы фрагмент образования. Здесь, по мнению комиссии, сыграл роль тот фактор, что в этой частной клинике заработная плата врача зависит от количества принятых больных, каждый врач заинтересован «не упустить» клиента. Члены комиссии также констатировали, что в пензенской клинике женщине была оказана квалифицированная медицинская помощь. А в итоге рекомендовали руководству клиники …усилить контроль за соблюдением требований нормативно-правовых актов, …за исполнением приказов, …строго придерживаться приказа.

«ЕСЛИ КАЖДЫЙ РАЗ ЛИШАТЬ ЛИЦЕНЗИИ, КТО ОСТАНЕТСЯ?!»

Я позвонила директору областного департамента комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Минздрава РК Мурату КУЛБАСОВУ.

–  После выявления таких серьезных недостатков в работе, речь, наверное, должна идти не о рекомендациях, а об отмене лицензии?

– Мы оштрафовали клинику. Были уволены главный врач с заместителем. А лицензия отменяется только в судебном порядке по нашему представлению.

– А почему вы не вынесли такое представление?

– Поймите, не ошибается тот, кто ничего не делает. В работе каждого лечебного учреждения и отдельного врача бывают ошибки. И если мы будем практиковать лишение лицензии в таких случаях, кто же будет работать?! С другой стороны, женщина после неэффективного лечения могла бы обратиться в наш областной онкодиспансер, где ей своевременно поставили бы верный диагноз и выписали лечение. Тогда излечение наступило бы гораздо раньше. А она выпала из поля зрения почти на 9 месяцев. Между тем ответственность этой частной клиники нами установлена, поэтому женщина имеет все основания требовать возмещения нанесенного ей материального и морального вреда в суде.

НЕТ ВРАЧА – НЕТ ПРОБЛЕМЫ?

Прояснить позицию другой стороны в лице руководства «ДостарМед Престиж» не представилось возможным. Директор Андрей ТЕН категорически отказался от комментариев. У нас есть лишь официальный ответ А. Тена на повторное письмо-претензию Л. Толстовой (на первое ответа она не получила). А. Тен цитирует пункт 1 ст. 921 ГК РК, по которому юридическое лицо возмещает вред, нанесенный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. И ответственность за вред, причиненный работником, возникает непосредственно у работодателя. Но, «…учитывая, что на момент возникновения данного спора врач-дерматолог Пиржанов С. уже не работал в ТОО “ДостарМед Престиж”, претензии по возмещению вреда должны предъявляться самому врачу, но никак не юридическому лицу». Далее А. Тен сообщает, что клиника уже понесла административное наказание. А также, что в данном случае отсутствуют основания для привлечения юридического лица к ответственности. В частности, «не доказана причинная связь между правонарушением и наступившим вредом, поскольку между правонарушением и операцией в Пензе допущен значительный перерыв во времени, в течение которого Толстова не обращалась в клинику».

«А ТАК – ТАМ ЧИСТЕНЬКО, ПЕРСОНАЛ ПРИВЕТЛИВЫЙ…»

Из беседы с Л. Толстовой:

– После первой поездки в Пензу вы уже знали, что диагноз, поставленный в Атырау, неверен. Почему стали разбираться только спустя несколько месяцев?

– Когда я приехала после операции на костылях и отлеживалась дома, мне было не до этого. Самое главное, что меня волновало, это сохранить возможность самостоятельно ходить, да и вообще не умереть. Тут не до разбирательств.

– А почему с самого начала выбрали частную, а не государственную клинику?

– Ну, мне, как и многим горожанам, понравилось, что там чистенько, приветливый персонал, с виду внимательные врачи. Мне кажется, это вполне естественное желание для человека, который хочет получить за свои деньги качественное медобслуживание. А деньги за лечение от псевдофурункула были заплачены немаленькие. Главная же «расплата» – потерянное здоровье. Мне назначена II группа инвалидности, я потеряла 70% трудоспособности.

– Вы вели переговоры с клиникой?

– Да, я заходила к ним однажды. После проверки департаментом они разыскивали меня, чтобы узнать мои требования. Я озвучила их руководству, потребовав в качестве возмещения 3 миллиона тенге. Это общая сумма, куда я включила затраты на лечение и мою заработную плату, которой я лишилась за период болезни. Но в клинике посчитали мои требования завышенными. Теперь мой адвокат готовит иск в суд.

По мнению адвоката Толстовой, директора ТОО «Юридическая компания «Каспий S»  Али СЕЙТАЛИЕВА, работодатель, то есть «ДостарМед Престиж», должен нести ответственность за ошибку своего врача даже в случае его увольнения. И в данном случае исковые требования о возмещения вреда, причинённого здоровью Л.В. Толстовой, будут предъявлены юридическому лицу – ТОО «ДостарМед Престиж».

Но окончательное решение должен принять суд.

Лаура СУЛЕЙМЕНОВА

Фото автора

29 декабря 2010, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz