Атырау, 5 декабря 08:10
 облачноВ Атырау +4
$ 499.65
€ 582.89
₽ 6.47

На обороте «Золотой подвески»

Фото Видео
11 273 просмотра


Недавняя трагическая гибель пяти детей в Астане в ночь, когда родители были на работе, всколыхнула страну. Власть как-то резко озаботилась положением многодетных семей, другое дело – насколько всерьёз и надолго. Корреспондент «АЖ» побывала в двух атырауских семьях, где много детей, и убедилась, что  живут они трудно. Но, кажется, не отчаиваются.     

АЙЖАН И ЕЕ ДЕТИ

Мы поехали в пригородное село Дамба, где семья с 9 детьми арендует дом. Там нас встретили, что называется, семеро по лавкам: Дильназ, Мольдир, Гульдана, двойняшки Акерке и Жанерке, Ерболат и самая младшая, 3-летняя Коркем. Старшая дочь Кундыз серьёзно занимается спортом, сейчас находится в Астане в учебно-тренировочных сборах. А сын Ерлан - у дедушки с бабушкой в соседнем селе.

Их мама, 39-летняя Айжан АЛЬМЕНОВА – уроженка Тараза, замуж вышла в Атырау.

- Мой муж сейчас на вахте, он рабочий. Работа не постоянная. Вот недавно пригласили и он поехал. Сама работаю в «Спецавтобазе», - начала рассказывать Айжан.

После рождения двойняшек её наградили подвеской «Алтын алқа», за которую получает чуть более 16 тысяч тенге.

- Другой помощи от государства нет. Обращались, но нам отказали, так как мы оба работаем. Зарплаты не хватает, поэтому покупаем самые необходимые вещи. Мясо уже давно не едим, иногда только окорочок, в основном меню состоит из макарон, хлеба, масла и сахара. Дети донашивают одежду старших. Иногда помогают из местной мечети: продуктами, вещами, а в школе бесплатно дают школьную форму.  




В очередь на жильё семья встала в 2011 году, сейчас они под номером 925. Дом, который они арендуют за 30 тысяч в месяц, отапливается, есть вода, но само строение в плохом состоянии: деревянные полы ломаются, осыпается со стен штукатурка.

- Раньше мы жили с родителями мужа, но вот решили отделиться. Хотим как можно скорее обзавестись собственной крышей, чтобы дети жили нормально. Сейчас у них нет отдельных комнат, нет кроватей, хорошей одежды. Дочки взрослеют, чувствуют себя неудобно перед одноклассниками, которые иногда могут похвастаться хорошим телефоном или какой-то другой вещью.

Дети Айжан – все симпатичные, видно, что дружные. Воспитанные, даже немного застенчивые. Когда мы попросили рассказать о своих мечтах, они засмущались, но все же, уплетая баурсак за столом, Акерке рассказала стих, а Гульдана поделилась, что хочет стать дизайнером. А в серванте аккуратно уложены спортивные медали Кундыз и Дильназ, которая увлекается волейболом. Кундыз и Ерлан – студенты колледжей, она учится на спортфаке, а Ерлан собирается стать пожарным.

- Мои дети никогда не посещали детский сад, за младшими присматривают старшие. Когда мы на работе, дети остаются дома сами. Страшновато, конечно, но что делать, мы должны работать, чтобы их вырастить, - говорит Айжан. Чувствуется, что это сильная, основательная женщина, которая детей если что в обиду не даст.

У семьи три кредита – брали их на операцию Айжан, на покупку телефона двум старшим детям и на оплату обучения в колледже (220 тысяч тенге в год).

РАЙГУЛЬ И ЕЕ ДЕТИ

На следующий день мы посетили многодетную семью в другой стороне города – в микрорайоне Коктем, там проживают тоже с 9 детьми супруги Бактыгали и Райгуль. Их дом, а точнее времянку еле нашли – она находится далеко от основной трассы, в неасфальтированной части микрорайона. Из детей застали только четверых: старший сын, 22-летний Айболат был на работе на газозаправочной станции, другие - в школе.




Райгуль ИЗБАСАРОВА взяла на руки самого маленького сына и не слишком охотно рассказала о своей семье:

- Мне 39 лет, родила я 10 детей, но в 2016 году у нас умер сын, которому было всего 9 дней от роду. Эту времянку построили в 2009 году. Муж работает в компании по производству пластиковых окон и дверей, но работа сезонная – сейчас он пока не у дел. Поэтому мне пришлось выйти продавщицей в магазине. Утром ухожу, возвращаюсь к полуночи. А что делать, надо кормить семью.

От государства семья получает 16 160 тенге за «Алтын алқа», 21 тысячу - по уходу за ребенком до одного года (но скоро перестанет, маленькому скоро годик) и 10 тысяч адресной помощи от горсобеса.

- Нас дом находится далеко от города, от трассы. Дети учатся в Аксайской школе. Школьного автобуса часто не бывает, так что дети идут пешком. Труднее вечером, после занятий, когда уже темно, но как-то возвращаются здешние дети вместе, - продолжает Райгуль.

- Сколько вы идёте до школы? – спросила я девочку.

- Около часа.  

В доме холодновато. В одной комнате они спят и едят. Напольное покрытие отсутствует, дом отапливается горелкой.

- Конечно, боимся оставлять детей одних, но другого выхода нет. Мы обращались к городским властям насчёт жилья, но получили ответ, что должны стоять в общей очереди.

На данный момент семья стоит в очереди под номером где-то за 4 тысячи.  

По информации пресс-службы городского акимата, в городе около 5 тысяч многодетных матерей. У 2490 из них детей 6 и более. Но Законом "О жилищных отношениях" и Земельным кодексом для них никаких льгот не предусмотрено.



Нургуль ХАЙРУЛЛИНА

Фото и видео Нурбейбита НУГМАНОВА

13 февраля 2019, 14:46

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.