Почему казахстанцы не горят желанием говорить, а что ещё хуже – учить казахский язык? С этой задачей не справилась ни одна государственная программа по развитию языка, а их было много. Небольшое спасение – языковые конкурсы, на которых представители некоренных этносов демонстрируют недюжинные познания казахского – говорят, пишут, читают и поют. И кажется как-будто жив язык...
Конкурс, проведенный в рамках проекта по пропаганде казахского языка среди представителей некоренной национальности, назывался «Мен қазақша білемін!» («Я знаю казахский!»). Координатор проекта – фонд имени академика З. Кабдолова, спонсорскую поддержку оказал ТШО. По словам автора проекта, директора фонда имени Кабдолова, поэта-философа Бекета КАРАШИНА, стартовал конкурс ещё в апреле. В первом туре «Я говорю на казахском!» участники соревновались в выразительном чтении на казахском языке произведений классиков и современных авторов и пении. На втором этапе конкурсанты должны были написать небольшое эссе. Но самым сложным стал этап «Моя Родина – Казахстан!», где участникам пришлось отвечать на вопросы викторины историко-культурного содержания.
В конкурсе приняли участие 98 желающих из Атырау, Кульсары, а также из Жылыойского, Махамбетского и Индерского районов.
В итоге приз за первое место – ноутбук – выиграла сотрудница предприятия «Атыраунефтемаш» Валентина ЕШИМОВА. Занявшая второе место студентка физико-математического факультета АГУ Анна ЗАХАРОВА стала обладательницей видеокамеры, обладательнице третьего места ученице 8 класса средней школы «Кызыл уй» села Акжайык Махамбетского района Веронике ЛИ достался цифровой фотоаппарат.
ИХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ РЕЦЕПТ
Как научиться казахскому? Победительница Валентина Ешимова считает, что надо говорить, говорить и говорить. Валентина Ксенофонтовна из Махамбетского района. Родилась в многодетной семье, а казахский язык выучила, общаясь с подружками-казашками.
“Помню, мучимая жаждой зашла в дом подруги и, поздоровавшись с домочадцами, попросила воды, по-русски. Её отец велел повторить вслед за ним «су беріңізші», а иначе пригрозил оставить без воды. К школе я уже хорошо владела языком”, - рассказывает Валентина Ешимова.
А о конкурсе она узнала из газет:
- Это было настоящее испытание. Я перечла все учебники по истории, начиная с 5 класса. В эссе поделилась своими воспоминаниями об отце. Помогло немного и мое умение петь. В течение часа я ответила на 15 вопросов викторины. Но не думала, что выиграю, потому что это мое первое участие в подобном конкурсе.
– Как вы считаете, востребован ли казахский язык? Как влияет на карьеру знание или незнание казахского языка?
– Конечно, официальная потребность в нем растет с каждым днем. Однако мне кажется, что в настоящее время незнание казахского языка не особо сказывается на служебной карьере. И все же обучение языку никому не повредит. Я стараюсь научить казахскому своих детей и внуков, дома разговариваю на казахском. Но что толку, если вокруг все говорят на русском языке?!
«ЯЗЫК НЕ ТОЛЬКО КУЕТСЯ КАК ОРУЖИЕ В КУЗНИЦЕ, НО И ВЫРАЩИВАЕТСЯ КАК ЦВЕТОК В ОРАНЖЕРЕЕ»
Автор этого выражения Бекет Карашин считает, что главная задача - в корне изменить само отношение к казахскому языку. Из-под палки многому не научишься. В первую очередь человек должен разбудить в себе потребность в изучении языка. «И наш конкурс, думаю, был определённым шагом в этом направлении», – говорит Б. Карашин.
...О казахском языке было столько книг, столько дискуссий. Но это нисколько не повлияло на превращение т.н. шалаказахов (полуказах – разг.) в полноценных носителей родного языка.
Сания ТОЙКЕН