Атырау, 2 ноября 21:35
 облачноВ Атырау +11
$ 488.11
€ 530.09
₽ 5.01

Каспийский тюлень: подсчитаем - прослезимся

11 174 просмотра




Спустя 6 лет после прекращения учёта численности каспийского тюленя наблюдения с воздуха в 2019-м возобновятся. Остаётся только надеяться, что ещё будет кого считать.

Последняя по времени крупная конференция, на которой говорилось о каспийском тюлене, прошла в конце минувшего года в Архангельске и называлась «Морские млекопитающие Голарктики-2018». Учёные, участвовавшие в экспедиции, заявили, что там, где раньше наблюдались тысячи этих животных – остались лишь единичные особи. 

Директор алматинского Института гидробиологии и экологии Миргали БАЙМУКАНОВ в одном из своих интервью заявил, что за последние 20 лет численность каспийских тюленей сократилась в 4 раза. Однако ни его ведомство, ни какое-либо другое государственное или частное учреждение так и не ответили на главный вопрос «АЖ»: какова численность тюленя на сегодняшний день?

 

САМОЛЕТ СОСТАРИЛСЯ ИЛИ ЧТО?

Как ни странно, за всю историю независимого Казахстана государство так и не удосужилось организовать хотя бы один независимый облёт акватории казахстанской части Каспийского моря. Подобными исследованиями занимаются исключительно нефтедобывающие компании нашего региона, за что им, конечно, спасибо, но и о полной объективности в этом случае говорить не приходится.  


Самолет Л-410


Начиная с 2005 года авиаучёт численности тюленей проводил оператор Северо-Каспийского проекта «Норт «Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.» (НКОК), а последний по времени такой облёт датируется 2012 годом. Что же случилось шесть лет назад, почему исследования прекратились? По версии НКОК, это связано с запретом на полёты. Самолет Л-410, на котором все эти годы и проводился авиаучет, перестал отвечать техническим требованиям безопасности. К тому же государство на законодательном уровне вдруг запретило полеты иностранных владельцев в казахстанском секторе моря. И так уж вышло, что следующий, 2013 год, стал знаковым по случаю завершения строительства объектов на месторождении Кашаган. Тут и начало промышленной добычи, и последующая авария трубопровода, затем несколько лет устранения недочетов и модернизации. А спустя шесть лет все тот же Л-410 вновь стал отвечать требованиям безопасности, да и с законодательством РК тоже всё уладилось. Что творилось в эти годы с тюленями, да и другими обитателями моря, никто толком не знает.

 

ЛАБОРАТОРИЯ С КРЫЛЬЯМИ

В 2019 году, по заверениям НКОК, ситуация с определением численности тюленей, наконец, изменится.  Самолет-лаборатория будет оборудован новым авиасъёмочным комплексом: тепловизором «Малахит-М», фотоаппаратами с большим разрешением, бортовой автоматизированной системой сбора инструментальной и визуальной информации.

За основу исследований будет взята методика, применяемая в настоящее время российскими исследователями при изучении кольчатой нерпы в Балтийском море. В предстоящих исследованиях на Каспии вместе с российскими учеными примут участие сотрудники Казахстанского научно-исследовательского института рыбного хозяйства (КазНИИРХ), Института микробиологии и вирусологии МОН РК, Казахстанского агентства прикладной экологии.

Нам удалось поговорить директором Атырауского филиала «КазЭкоПроект» Аскарбаем КАМЕЛОВЫМ, который вместе с коллегами участвовал в исследованиях 2005-2012 годов. По его словам, тогда ученым отводилась весьма узкая специализация, и они больше занимались природоохранными функциями, например, предварительными облётами территории, поиском наиболее безопасных для тюленей путей прохождения ледоколов. Любопытно, какие функции теперь будут выполнять наши учёные? Все вышеперечисленные научные учреждения на наши запросы отмолчались. Возможно, им будет что сказать уже после того, как исследования состоятся.

Анастасия ШЕРСТЯНКИНА

Фото Л-410 предоставлено «Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.»

5 февраля 2019, 09:45

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.