С 1 января в стране вступит в силу государственная монополия на вылов, переработку и реализацию рыб осетровых пород и черной икры. Между тем у общественности остаётся немало вопросов, в том числе по оставшейся для всех загадочной процедуре национализации АО «Атыраубалык». Некоторые из них мы задали в письменном виде заместителю акима Атырауской области по сельскому хозяйству Серику АЙДАРБЕКОВУ. И вот какие получили ответы.
– На одном из совещаний в облакимате было заявлено, что в рамках КГП «Жайык Балык» – нового предприятия, созданного на базе АО «Атыраубалык» – предполагается объединить рыболовецкие кооперативы в единый комплекс. Как кооперативы относятся к перспективе потерять хозяйственную самостоятельность – ведь они вкладывались в развитие своих производственных мощностей – и работать только на «Жайык Балык»?
– В настоящее время все рыбохозяйственные предприятия области получили право на промысловый лов рыбы до 2016 года. Ежегодно по области добывается от 16 до 21 тыс. тонн рыбы, тогда как в текущем году постановлением Правительства РК были выделены лимиты в объеме более 41 тыс. тонн. То есть мы добываем в два раза меньше, чем нам разрешают! Перед КГП «Жайык Балык» ставятся задачи по значительному увеличению добычи и переработки рыбы, при этом – не в ущерб деятельности других рыбохозяйственных организаций. Взаимоотношения между КГП «Жайык-Балык» и другими рыбохозяйственными предприятиями области должны быть в рамках существующего законодательства и экономически взаимовыгодны. Мы предлагаем рыбакам сотрудничать с КГП «Жайык Балык». При этом всячески поддерживать будем именно те хозяйства, которые способны не только добывать рыбу, но и производить из неё конкурентоспособную продукцию.
– По официальной информации, 51% акций КГП «Жайык Балыка» принадлежит государству, а 49% акций планируется отдать в частные руки. Есть ли сегодня лица, проявляющие интерес к этому предприятию?
– В настоящее время «Жайык Балык» является казенным государственным предприятием со 100%-ым участием акимата области, и в соответствии с действующим законодательством частные лица не могут быть держателями акций КГП.
Что касается развития государственно-частного партнерства в области добычи, переработки, реализации и экспорта рыбной продукции частиковых пород, то мы готовы к такому виду сотрудничества посредством СПК «Атырау», с помощью которого планируется привлечение как отечественных, так и зарубежных инвестиций.
– Урал катастрофически мелеет. Оправдано ли выделение многомиллиардных государственных средств на реконструкцию «Жайык Балыка», когда фактически стоит вопрос о самом существовании реки? Какие меры облакимат намерен предпринять для сохранения Урала?
– Действительно, из-за дефицита паводковых вод сток воды Урала уменьшился в два раза. В результате река мелеет и загрязняется, качество её воды ухудшается, на глазах одного поколения мы теряем пойменные леса. Причиной кризисной ситуации, кроме климатических условий, является, по мнению ученых, строительство водохранилищ и сооружений в верховье реки.
Как известно, Урал принадлежит к рекам почти исключительно снегового питания, её сток формируется в верховье, на территории Российской Федерации. Поэтому мы, расположенные ниже по течению, полностью зависим от климата и принятых мер в верховье реки. К примеру, в 2006 году введено в эксплуатацию Сакмарское водохранилище (р. Сакмара), доля которой в объеме стока Урала составляет 50%. А на всём течении Урала создано 4 крупных водохранилища, 80 капитальных гидроузлов, а также 3100 земляных плотин; подавляющая часть этих гидросооружений – на российской территории. Вследствие ограничения стока воды создается угроза природе реки, ограничиваются потребности сельского хозяйства и населения нашего региона, со всеми вытекающими экономическими и экологическими последствиями.
Акимат области со своей стороны не сидит сложа руки. Проблема была вынесена на межгосударственный уровень в ходе сентябрьского форума в Усть-Каменогорске с участием глав Казахстана и России. Там были предложены следующие меры:
1) принять Межгосударственное соглашение о совместном использовании и охране трасграничных вод и подаче водных ресурсов из России на основе Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Хельсинки, 17 марта 1992);
2) на основе Соглашения разработать и принять Межгосударственную программу по сохранению и защите трансграничных рек Урал и Кигач;
3) для сохранения экосистемы бассейна реки рассмотреть возможность присвоения Уралу статуса «Биосферный резерват особо охраняемой природной территории трансграничной реки Урал»;
4) не исключать и такие меры, как строительство контррегуляторов на территории РК, но с учетом результатов научных исследований;
5) уже с 2011 года увеличить финансирование дноуглубительных и дноочистительных работ.
Вышеизложенные предложения поддержаны и в настоящее время министерствами охраны окружающей среды и сельского хозяйства РК, разработаны проекты Соглашений, которые переданы на согласование российским коллегам.
Данный вопрос акимат области держит на постоянном контроле.
Подготовила Л. СУЛЕЙМЕНОВА