Атырау, 26 апреля 01:38
 ясноВ Атырау +25
$ 444.22
€ 476.38
₽ 4.82

«Солдаты ворвались в общежитие, и началась бойня»

Видео
11 445 просмотров


Декабрьские события 1986 года в Алматы до сих остаются в народной памяти. Мы попросили поделиться воспоминаниями одного из участников тех драматических событий - Орынгали ДУЙСЕЕВА, уроженца села Сарайшык Махамбетского района. Он тогда учился в алматинском институте сельского хозяйства.

«КАЗАХИ, НЕ УБЕГАЙТЕ!»

- Мы, выходцы из казахского аула, мечтали увидеть столицу нашей родины – город Алматы, тогда он ещё назывался Алма-Ата, и мне представилась такая возможность, когда поступил в вуз. Да, город уже тогда был красивый, но огорчало, что жители теряют свою национальную культуру, свой язык. В столице по пальцам можно было пересчитать детсады и школы с казахским языком обучения.

А назначение на место первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Геннадия Колбина, никогда не бывавшего в нашей республике и не знавшего казахский, стало последней каплей. Молодёжь не смогла это стерпеть.

Орынгали ДУЙСЕЕВ

- Как вы попали на площадь имени Брежнева – ныне площадь Республики?

- Я жил в общежитии №5, это буквально в 200 метрах от площади Брежнева. 16 декабря 1986 года состоялся пленум ЦК, мы узнали, что на место Кунаева назначили Колбина, и в тот же вечер пошли на площадь. Причём руководство вуза и комитет комсомола предупреждали: «Не ходите, вы будете исключены из института и можете попасть под суд». Но никто их не слушал. На площади было уже много людей - студентов и рабочих. Слухи об этом митинге быстро облетели весь город, и на следующее утро здесь собралось ещё больше народу. Площадь оцепила милиция. Представители власти потребовали, чтобы мы разошлись. Один генерал сказал: «Даю час, иначе направлю сюда курсантов». И действительно, спустя некоторое время появились курсанты пограничного училища, ещё каких-то военных училищ. Но молодежь не собиралась расходиться. Потом прибыли спецмашины, начали поливать митингующих ледяной водой. Многе стали разбегаться, но несколько казахских девушек в толпе закричали: «Казахи, не убегайте!», и парни вернулись... В тот день горели машины, но это дело рук не митингующей молодежи, а провокаторов.

- Во время разгона митинга многие его участники получили ранения...

- Утром 18 декабря наше общежитие оцепили военные, но мы всё же смогли пробраться на площадь. Там стояли БТРы. Кто-то кинул в военного камень или что-то другое, после этого начались беспорядки. Солдаты блокировали примерно 300 человек перед магазином «Океан», там были и мы, студенты сельхоза. Демонстрантов били дубинками и арматуринами, многих заталкивали в «воронки» и куда-то увозили. Мы пытались прорвать оцепление, и в этот момент мне «прилетела» арматурина, дальше ничего не помню. Когда пришел в себя, выяснилось, что получил удар по голове, всё лицо и одежда были залиты кровью. Подошел милиционер казахской национальности и сказал: «Поднимайся! Я отведу тебя к краю оцепления, а ты толкни меня и беги». Я так и сделал, но после этого вновь присоединился к основной толпе.


ПО СОВЕТУ РЕКТОРА

...Ситуация обострялась, и силы были неравные. В конце концов мы стали пробиваться в сторону общежития, а солдаты нас преследовали. Они ворвались в общежитие и стали избивать всех подряд, таскали девушек за волосы, везде шум, ор. Солдаты поднимались на все этажи, выламывали закрытые на ключ двери. С десяток студентов , в том числе я, попытались забаррикадироваться в одной из комнат, но это было бесполезно. Некоторые прыгали из окон, но их там ловили и тоже били, невзирая на полученные при падении травмы. Солдаты действовали безжалостно. После их ухода у нас осталось много раненых. Моя рана была серьёзной, пришлось наложить швы.

Потом пришли ректор института и декан нашего факультета. Они сказали: «Вы ранены не на площади, а в общежитии. Поэтому больше никто не будет вас трогать. Военные не имели право сюда врываться».

- А что было потом? Вас исключили из вуза?

- Всех проверяли, и меня тоже вызывали. Я стоял на том, что был ранен в общежитии, и меня не стали трогать, а вот однокурсника исключили, потому что он был зафиксирован на площади милицейской съёмкой.

Сейчас Орынгали Дуйсеев – индивидуальный предприниматель, живет в Атырау. У него сын и дочь, а также внук.



Беседовала Ляззат КАРАЖАНОВА 

Фото и видео автора

 

 

14 декабря 2018, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz