Всего 90 километров отделяют административный центр Жылыойского района – город Кульсары от Тенгизского месторождения нефти и газа. И наверное, именно Кульсары надо бы называть нефтяной столицей Казахстана. Ну или по крайней мере «нефтяной столицей №2». Между тем инфраструктура города по сей день находится в тяжёлом состоянии.
«ГОРОД БУДУЩЕГО»
…Хотя в конце 80-х – начале 90-х гг. у тогдашнего пгт (поселка городского типа) Кульсары перспективы были самые радужные. Нефтяная отрасль республики координировалась Центром в лице союзного министерства, которое не жалело средств на разработку крупнейшего месторождения. Кульсары быстро застраивался, возникли микрорайоны многоквартирных домов, в том числе т. н. «улучшенной планировки» с отапливаемыми подъездами и мусоропроводами. Поговаривают, что уже тогда ему хотели присвоить статус города и даже название новое придумали: Нефтеград. А самые памятливые свидетели тех удивительных времён рассказывают об амбициозном проекте: в целях защиты от резко континентального климата накрыть населенный пункт гигантским куполом.
В новые многоэтажки заселялись нефтяники и другие специалисты со всех уголков СССР, привлечённые большими заработками. Как вспоминают кульсаринцы, вплоть до середины 90-х они исправно получали тепло, горячую и холодную воду, с которыми, между прочим, в Атырау были перебои. А в поселковых магазинах торговали деликатесами и европейской мебелью.
Но с распадом Союза ситуация в корне изменилась. Богатейшее месторождение не без скрипа (в своей книге известный нефтяник Магауя Чердабаеввспоминает, как союзные министерства тянули с передачей объектов) перешло в собственность независимого Казахстана. Уже в 1991 году была образована государственная корпорация «Казахстаннефтегаз», в состав которой вошло производственное объединение «Тенгизнефтегаз». Позднее корпорация была преобразована в холдинговую компанию «Мунайгаз», в 1994 г. – образовано министерство нефтяной и газовой промышленности, в 1997 г. – ННК «Казахойл», а 22 февраля 2002 г. создано ЗАО «Национальная компания «КазМунайГаз», в которое вошли Национальная нефтегазовая компания «Казахойл» и две транспортные монополии – «КазТрансОйл» и «КазТрансГаз». Ранее, в 1993 году, правительство РК заключило контракт с американской компанией «Шеврон» на совместную разработку Тенгизского месторождения. Было создано СП «Тенгизшевройл».
ИЗ КНЯЗЕЙ В ГРЯЗЬ
Между тем Тенгиз стали покидать приезжие, и параллельно в поселке начались коммунальные проблемы. Отключали электричество и газ, тепло подавали с перебоями, в летние месяцы практически прекращалось водоснабжение. И с этим не смогли справиться аж 11 глав района, поперебывавшие у руля за последние 20 лет. Из них позднее вышли два парламентария, один бизнес-магнат и два высокопоставленных менеджера ТШО и Аджип ККО. В то время как карьера и благосостояние бывших акимов шли в гору, Кульсары, успевший уже получить официальный статус города, с каждым годом всё больше увязал в коммунальных проблемах.
Главная из них – дефицит питьевой воды. Но в связи с реализуемой с прошлого года программой «Игилик» у кульсаринцев появилась надежда. Напомним, что за три года ТОО «ТШО» потратит на реконструкцию системы водоснабжения Кульсары 45 млн долларов.
Во время нынешней поездки я впервые за долгие годы увидела, что в Кульсары реально идет работа. Причем не только в фасадной части города, но и внутри городских кварталов. Строятся дороги, пешеходные аллеи вдоль центральной улицы мостятся брусчаткой, а в жилых массивах вскрываются котлованы со старыми канализационными и водопроводными линиями. Повсеместно видны изъятые наружу бетонные плиты, предохранявшие старые коммуникации, здесь же громоздятся новые бетонные колодцы, копошатся рабочие. На мой взгляд, в городе стало чище, а у людей появилась надежда на лучшее. Хотя по-прежнему вода подаётся в ограниченном режиме, а часть горожан всё ещё носит её вёдрами с улицы.
ГЛАВНАЯ БЕДА КУЛЬСАРЫ
О состоянии дел на коммунальном фронте я беседую с заместителем акима города Асланом КАРИМОВЫМ. Он рассказывает, что к концу второго года реализации программы «Игилик» практически готовы к подключению к новой системе водоснабжения 2-й, 4-й и 5-й микрорайоны и 8 домов 3-го микрорайона, продолжаются работы по подсоединению 1-го микрорайона и населенного массива Камыскол. На первом этапе вокруг микрорайонов тянут магистральный водопровод параллельно старой линии водоснабжения, после чего трубы подводят к каждому дому. Общая протяженность строящегося магистрального кругового водопровода – 150 км. В прошлом году построено 23 км, в текущем году 49 км. Строительством занимаются генподрядчики ТШО – ТОО «Алтын Су», «Алау Курылыс» и ТОО «Эра».
При этом подрядчики не обязаны лезть внутрь домов, но ввиду отсутствия КСК строители меняют и подвальную разводку – за счет материалов, дополнительно предоставленных в рамках «Игилик». А вот внутриквартирные стояки жильцы должны менять сами.
По словам начальника «Жылыой су» Балтабая ИБРАЕВА, нынешний режим ограничения воды обусловлен тем, что до окончания строительства нового водовода водоснабжение приходится осуществлять из старой линии, а она крайне изношена, и значительная часть воды не доходит до потребителей. Он сообщил также, что вода сегодня подается жителям Кульсары и Жана Каратона поочередно 14 часов в сутки. И за последний год объем воды, подаваемой населению, вырос с 3 тыс. кубометров до 5 тыс.
По мнению Б. Ибраева, независимо от того, как успешно будет продвигаться программа «Игилик», уже давно назрела и перезрела необходимость повысить тарифы. Сегодня “Жылыой су” покупает воду у Казтрансойла по 39,73 тенге за кубометр. До самого недавнего времени для физических и юридических лиц действовал единый тариф – 52,58 тенге. При таком раскладе коммунальное предприятие не окупало своих расходов. И “Жылыой су” разработало инвестиционную программу, в рамках которой предложило новые дифференцированные тарифы для физических лиц, бюджетных организаций и юридических лиц. Если для физлиц вода подорожала бы незначительно, то для юрлиц тариф вырос бы в 5 раз и составил 250 тенге. Но антимонопольный комитет, к разочарованию коммунальщика, оставил для населения прежний тариф, а для юрлиц позволил поднять только до 89,17 тенге. Новый тариф действует с 1 ноября, и эффект, по словам Б. Ибраева, будет виден только в декабре.
– Сейчас мы ежемесячно собираем за свои услуги около 8 млн тенге. Из них 3,5 млн тенге отдаем Казтрансойлу, остальное идёт на зарплату нашим работникам, закупку ГСМ, оплату электроэнергии, ремонт оборудования. У нас не остается средств для модернизации оборудования. Поэтому в следующем году мы вновь будем защищать нашу инвестпрограмму и новые тарифы, – говорит Б. Ибраев.
Возможно, это и так. Однако говоря о необходимости повышения тарифов, Ибраев не вполне владеет ситуацией. Во всяком случае, мой вопрос об уровне собираемости оплаты и вообще о количестве абонентов в городских многоэтажках поставил его в тупик. Что странно, на мой взгляд, потому что именно эта часть населения сегодня не получает воду в надлежащем объеме и принципиально не платит за неё. А это, по данным акима района Рахметоллы Нугманова, около 15-20 тысяч человек, то есть более чем треть 57-тысячного населения Кульсары. Так может сначала дать людям воду, собрать с них деньги, и тогда повышения тарифа не понадобилось бы?
КОНЕЦ ЭПОХИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОТОПЛЕНИЯ
Другая проблема – отопление. Городские власти видят только один путь её решения – перейти на автономное газовое отопление. Замакима г. Кульсары объяснил, почему:
– Сколько мы ни призывали население открыть КСК, все безуспешно. В итоге котельная из-за того, что внутриподъездные теплосети фактически разрушены, работает впустую. Поэтому на совместном с газовиками и представителями ЧС совещании было принято решение разрешить населению многоквартирных домов установку автономных газовых котлов. Так что в эту зиму центральное отопление еще будет, но в следующем отопительном сезоне его подача прекратится.
Еще одной актуальной проблемой для города являются плохие дороги. В этом году, по словам А. Каримова, отремонтировано 32,7 км (40 улиц). В 2011 году запланирован ремонт 56 км внутриквартальных автодорог (77 улиц), в том числе и в микрорайонах. Там же в будущем году будут возведены 15 детских игровых площадок.
Общая сумма, выделенная на ремонт дорог в Кульсары, – 2,5 млрд тенге. Работы ведёт атырауское ТОО «АИС».
«ПЕРЕНОСА – НЕ БУДЕТ!»
Перед отъездом я побеседовала с двенадцатым акимом Жылыойского района Рахметоллой Нугмановым. Он рассказал, что в этом году на развитие Кульсары выделена беспрецедентная сумма в 10 млрд тенге (большая часть – по программе «Игилик»). Я поинтересовалась, на что шли выделявшиеся в прошлые годы на развитие района суммы, если серьезные подвижки видны только теперь. Но аким предпочёл не обсуждать работу предшественников.
Р. Нугманов опроверг горячо обсуждаемые жылыойцами слухи о возможном переселении г. Кульсары по экологическим причинам. Якобы для этого власти уже застолбили большую территорию между Индером и Махамбетом, а Кульсары ждет участь вахтового городка.
– Никакого переноса не будет.
– Но ведь есть данные о высокой заболеваемости населения Жылыойского района сердечно-сосудистыми заболеваниями и болезнями органов дыхания...
– Я не знаком с такими данными. Да и потом, у нас открытая местность, обдуваемая ветрами. Поэтому не думаю, что потенциально вредные вещества с Тенгиза могут здесь концентрироваться.
– Какие перспективы жду город? Будет ли он расширяться?
- Думаю, самые благоприятные. Строительство госжилья не предвидится, но предположительно город будет расти за счёт частного сектора в сторону атырауской трассы.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото автора