Булат АЮХАНОВ. Харизматическая личность. Загадочный и удивительно нежный на сцене человек с неизменным зонтом в руке и красным шарфом на шее.
Любит помогать людям. За 40 лет своей профессиональной деятельности помог с получением квартиры 37 своим молодым последователям. В его четырехкомнатной квартире в Алматы вместе с ним и его семьей жили его бездомные коллеги.
Во время гастрольных поездок чиновники предлагают ему номера люкс в дорогих отелях, а он предпочитает жить вместе со своим коллективом в общежитии.
Он весь день трудится. Ночью читает книги. Стараясь найти оправдание своему хобби, посмеивается: «Из меня мог бы выйти неплохой охранник».
Он не любит опаздывать. Не опоздайте и вы на «Большой вечер балета» народного артиста Казахстана, профессора Булата Аюханова, который состоится 28-30 ноября в областном драматическом театре имени М. Утемисулы. В нём примет участие и руководимый им Государственный академический театр танца.
– Булат Газизович, поздравляем вас с присвоением Международной Сократовской премии! Что вы испытали, когда вам вручали эту престижную премию?
– Это был праздник души и полёт тела. Как электрический разряд. Передо мной прошла вся моя творческая жизнь. Я очень рад, что я что-то сделал в этом мире настоящее и нужное.
– Удовлетворены ли вы своими творческими достижениями? Или у вас еще есть несбывшиеся мечты, невоплощенные на сцене образы?
– Я удовлетворен своей работой, но недоволен скудной поддержкой нашего коллектива. При зарплате в 50000 тенге в городе Алматы трудно артистам считать себя элитой искусства. Многие работают за рубежом только из-за высоких гонораров. Однако у возвратившихся на родину я вижу пустоту в глазах и скованность движений. Там не учат, а забирают все твои соки, а когда видят, что ты не тот, какой был три года назад, расторгают контракт и ищут новых.
– Вы часто бываете за рубежом. Как там относятся к классическому искусству?
– За рубежом – идеальное отношение к деятелям искусства. Там у творческого коллектива не болит голова насчёт ремонта, воды, тепла и так далее. Этим занимаются другие службы. Их дело – только творчество. А мне приходится в своём здании театра заниматься всем хозяйством, и даже проводить с артистами субботники вместо классов. Частые гастроли в наше время дорогое удовольствие. Последняя наша поездка в Санкт-Петербург в 2009 году стала возможной только благодаря поддержке Президента Нурсултана Назарбаева и министра культуры Мухтара Кул-Мухаммеда. Там мы три дня показывали балет «Ленинградцы, дети мои!» Шостаковича на либретто Джамбула Джабаева. Я видел в зале даже тех, кто испытал на себе те страшные блокадные дни и ночи. Они плакали.
– Булат Газизович, вы излучаете какую-то необъяснимую нежность. Это в вас от природы?
– Всё-всё от мамы, от школы. К тому же я очень тщательно отношусь к своему внешнему виду. Никогда не позволю себе выйти на улицу небритым, или в неглаженной одежде. Терпеть не могу жвачки, семечки и опоздания.
– Каким вы были в молодости? Любили посидеть с кружечкой пива?
– Ненавижу кабаки, а пиво – тем более! Честно говоря, просто не было времени на эти человеческие слабости. По 7-8 часов уроков балета за станком. Литература, вечером просмотр спектаклей. Даже удивляюсь, как я успел создать семью и вырастить сына и дочь.
– Приспособлены ли вы к быту? Умеете что-нибудь, кроме пируэтов и па-де-де?
– Умею готовить и терпеть неудобства. Порой на гастролях случается, что всем не хватает мест в гостинице, или очередь в общий душ, или закрывается буфет ночью. Всё это мы переносим, как и любые гастрольные коллективы. Недавно нам пришлось ехать из Актобе в Костанай на автобусе 14 часов по бездорожью и вечером танцевать «Лебединое озеро». Здесь уже не до красоты, как бы не упасть на сцене.
– Где и как проводите свой отпуск?
– Я не люблю выезжать за границу. У нас очень много замечательных мест. Например, в Восточном Казахстане есть город Лениногорск, сейчас его переименовали в Риддер. Там красота неописуемая, а какой воздух! Там же в Катон-Карагае остались ещё в горах дикие озёра, где рыбу можно ловить голыми руками. А Алаколь, Зайсан – это наши исторические заповедники, где будут ещё наши прапраправнуки отдыхать и жить. Часто выезжаю отдыхать в Окжетпес – Боровое. Два года назад нас, 40 артистов, там приютили на двое суток. Все хорошо отдохнули, накупались и с новой энергией показали балет в Астане и Кокшетау.
– Как вы понимаете выражение «стареть красиво»?
– Чувствовать свою необходимость в обществе, в коллективе, в семье. Не ходить с протянутой рукой. Самое главное – это вы, наши зрители и ценители. Плохих зрителей не бывает.
– Довольны ли вы своей жизнью?
– Жизнь довольна мною, а я стараюсь отвечать взаимностью!
Беседовала Багила САГЫНДЫККЫЗЫ
Фото из личного архива Б. Аюханова