Казахское прикладное искусство в советские годы едва не стало экзотикой, и оставалось живо только благодаря немногим мастерам, остававшимся верными древним ремёслам. Один из них - атырауский мастер, заслуженный деятель искусств РК Арыстанбек МОЛДАШЕВ. Разговор о нынешней ситуации он начал с воспоминаний о своём детстве, прошедшем среди песчаных дюн.
– Я родился в 1935 году в селе Забурунье Новобогатинского, ныне Исатайского района. Часто вспоминаю счастливые детские годы. Моя мать часто говорила мне, что я родился в дни сбора кумаршыка, растения, очень похожего на просо и растущего только в песчаной местности. Его собирают в конце ноября. В годы войны казахов, населяющих пески Нарына, именно кумаршык спас от голодной смерти.
Мой отец Молдаш Сулейменов был искусным мастером, изготавливал великолепные изделия из дерева. Видимо, это и повлияло на то, что у меня тоже появилась тяга к этому виду искусства.
– Из какого дерева вы изготавливаете домбру?
– Домбру не сделаешь из первого попавшегося под руку полена. Такая домбра не зазвучит как следует, не порадует слушателя. Корпус домбры следует изготавливать из твердых пород дерева, а крышку – из сосны. Такие деревья почти невозможно отыскать в Атырау. Поэтому я заказываю их бизнесменам, которые часто выезжают за рубеж. Самые тяжелые виды работ производятся в моей домашней мастерской на электрических деревообрабатывающих станках, а в этой небольшой мастерской происходит лишь окончательная сборка частей инструмента.
– Что ещё, кроме домбры, вы можете изготовить?
– После ухода на пенсию я некоторое время работал заместителем директора областного драматического театра. Именно тогда я организовал выставки прикладного искусства, приуроченные к 150-летию Абая и Жамбыла, 175-летию Курмангазы. На этих выставках побывали и руководители области, которые сказали: «Мы собираемся открыть центр, который будет заниматься выпуском изделий прикладного искусства, и хотели бы назначить вас его директором», и меня перевели из театра в управление культуры. При управлении и был открыт этот самый центр. Там я стал изготавливать кобызы, сундуки, различные ювелирные изделия, сувениры. Когда отмечался 200-летний юбилей Махамбета, мне поступил заказ от акима области на изготовление 20 домбр с изображением Махамбета. Все они были подарены приезжим гостям. А вообще за пределами страны находится более тридцати моих домбр. К 60-летию поэтессы Фаризы Онгарсыновой я воссоздал кылкобыз Коркыта.
– Есть ли у вас подающие надежды ученики?
– Прикладное искусство не приносит большой прибыли, так что молодые люди редко приходят ко мне. И все же несколько учеников у меня есть. В 90-е годы в учебно-производственном комбинате «Улан» на отделении прикладного искусства, столярного дела и рисования я обучал секретам своего ремесла Нурлана и Марата, их фамилии я, к сожалению, подзабыл. Хорошие, талантливые ребята были. В эту мастерскую часто приходят студенты факультета искусств и берут у меня уроки. С ними я делюсь своим опытом изготовления домбры и кобыза, поэтому я всех их считаю своими учениками.
И все же мои главные ученики – мои сыновья. К сожалению, старшего Ризабека уже нет с нами. Теперь вот мне помогает сын Акылбек.
– Присущие истинным талантам скромность и беззащитность, как правило, не дают им продвинуться в материальном, житейском плане. А удовлетворены ли вы своим социальным положением, достатком?
– В свое время я испытывал трудности с жильем. Работая в облкультуре, смог вот получить трехкомнатную квартиру. Мастерская находится в гараже. Есть у меня машина, которую к 70-летнему юбилею подарила дочь.
– Вас высоко ценят коллеги, профессионалы в нашей стране. От них вы официально получили звание «Обладателя универсального дарования, в совершенстве овладевшего всеми видами народного искусства».
– Мой выход на республиканскую арену состоялся в 1995 году. Именно в этот период я вышел на пенсию и полностью переключился на искусство. В 2000 году я повез на фестиваль искусств «Сегиз кырлы» около 30-ти своих творений, в числе которых, помимо домбр, были кобызы, ювелирные изделия. И там имел настоящий успех.
– Вы счастливый человек?
– Я молю Аллаха не посылать мне мук и тягот. Не хочу болеть, хочу до конца своих дней оставаться человеком искусства. Потому что искусство делает меня молодым, продлевает мне жизнь. Хочется видеть, как растут и взрослеют мои внуки, делить их радости. Стараюсь не думать о бытовых проблемах. Вот сейчас приду домой, поужинаю и буду допоздна возиться в своей мастерской – делать домбру. В этом моё счастье!
Беседовал Тарас НАУРЫЗАЛИ
Фото В. Истомина