Открытое в 1994 году в Атырауском университете отделение изобразительного искусства и дизайна уже через несколько лет «выстрелило» двумя лауреатами республиканской премии «Шабыт» –Рафаэлем Слекеновым и Эльмирой Жумабаевой. Прославили родную «альма-матер» и скульпторы Кенес Аипкалиев и Нурсултан Калиев. Как сейчас обстоят дела в этом источнике народных талантов? Мы побеседовали с заведующим отделением изобразительного искусства и дизайна АГУ им. Х. Досмухамедова Кендиром ОТАРБАЕМ.
Справка «ГП»: К. Отарбай в 1984 году закончил худграф Жезказганского педагогического института. В отделении изобразительного искусства и дизайна АГУ имени Х. Досмухамедова работает с момента открытия. Работы художника хранятся в частных коллекциях в США, Венгрии, Италии и других странах.
ОТДЫХАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ
– Кенеке, раньше на факультетах «изо» было правило – прежде чем сдавать вступительные экзамены по общеобразовательным дисциплинам, абитуриент должен был сдать допускной экзамен по живописи. Без прохождения «допуска» документы на «изо» вообще не принимали. А как сейчас?
– Это правило было и у нас с 1994 по 2000 год. После строгого отбора мы набирали в группу всего 10-15 студентов. Да, был недобор. Зато это были настоящие таланты. Потом это правило из учебной программы убрали. К нам может поступить любой. Мы учим их вплоть до того, как правильно держать карандаш и разводить краски. Выбирать не из чего. Наверное, поэтому у нас сейчас нет «звездной» молодежи.
Но университет не ставит перед собой задачу готовить лауреатов премий. Работать над собой должны сами студенты. Всё, что положено по программе, мы им даём. Лауреат конкурсов «Шабыт», «Жигер» и «Тарлан» Рафаэль Слекенов обучался по такой же программе. Но он работал над собой. Не выходил из библиотеки, «обшарил» Интернет. Он знал, чего хотят в Европе ценители искусства. Он один из первых в Казахстане стал писать авангардистские картины.
На мой взгляд, нынешнему поколению ничего этого не нужно, оно отдыхает. Сейчас студентам нужен только готовый диплом. Знания им не нужны. Возможно, я ошибаюсь, и кто-нибудь из нынешних выпускников через год-другой «проснётся». Пока из стен университета выходят только преподаватели рисования.
ЗАПЕЧАТЛЕТЬ УБЕГАЮЩИЙ ХОЛМ
– Про авангардизм, абстракционизм вы рассказывали с какой-то тоской. Вам жаль, что не оседлали этого «коня»?
– Каждому времени своя мода. Сейчас реализм в изобразительном искусстве возвращается. Сегодня очень востребованы картины в стиле суперреализма. Это картины, выполненные с фотографической точностью. Нам не привыкать работать в этом стиле. Советская школа живописи требовала безупречного изображения черт лица, подбора красок. Для нас, художников старой закалки, всё вернулось на круги своя.
– Среди ваших работ очень много картин на национальную тематику. Вы намерены продолжать рисовать в той же манере?
– Пейзажи, натюрморты на тему казахских национальных традиций пользуются успехом у иностранцев, работающих в нашей области. Приобретая картины, он напоминают себе о годах, проведенных здесь. У меня осталась только самая первая моя картина на эту тематику. Называется она «Дастархан», и была выполнена в 1989 году.
– Торсык, тостаган, табак и кесекап – элементы утвари кочевника. Секреты изготовления этих предметов могут исчезнуть. Обучаются ли студенты основам казахского прикладного искусства?
– Лет десять назад обучались, сейчас нет. Программу обучения сократили.
– А сохранились ли мастера, умеющие изготавливать эти предметы?
– Есим Арыстанов, Кенес Аипкалиев и Нурсултан Калиев постоянно этим занимаются.
– Я видел вашу картину «Уштоган» и был поражен. Неужели в Курмангазинском районе есть горы?
– На этой картине изображены не горы, а песчанные холмы. И они передвигаются. Когда увидите их, сфотографируйте. Когда вы приедете туда через пять лет, они переместятся метров на пятьдесят-сто. Аул Уштоган с домами без крыш – токалтанами – со временем перемещается вместе с холмами. Это удивительное место.
ПОКА СЕРДЦЕ НЕ СКАЖЕТ
– Слышал, что вы часто отдаёте картины совершенно бесплатно. Например, недавно написали сложный академический портрет украинского партизана Касыма Кайсенова. Почему так происходит?
– Портрет нашего прославленного героя войны я написал на 65-летие Победы и собираюсь отдать в музей Боевой славы. Просто когда по одному из телеканалов в очередной раз крутили военную кинохронику, меня посетило вдохновение. Это и есть «шабыт». Желание сотворить нечто запоминающееся. Словом, пока не нарисуешь, будешь болеть. Это чувство бывает настолько сильным, что оно мешает рисовать. Но рисовать нужно до тех пор, пока сердце не скажет, что это то, что нужно.
– Перечислите художников, которые вместе с вами работают, и тех, кого вы хотели бы видеть среди преподавателей вуза.
– Со мной работают Камбарбек Аманов, Нурлан Бермагамбет, Эльмира Жумабаева, Гульшат Имангалиева, Айса Утаралиев. Неодкратно предлагали присоединиться к нам Рафаэлю Слекенову, Адилхаиру Жантасову, Есиму Арыстанову. Но пока они желают оставаться свободными художниками.
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
Фото В. Истомина