Может показаться странным, но по данным местных кадровых агентств, нашей области не хватает геологов и геофизиков с хорошим (около 10 лет) стажем работы. Практически не развиты такие позиции, как архитектор морских сооружений и судостроитель, хотя спрос на них в ближайшие несколько лет очевиден. По традиции, если на свободные вакансии не находят местных специалистов, то их “закрывают” иностранными кадрами.
Кто не «пролетит» мимо новых проектов?
Не беспокоиться за свое будущее могут инженеры, механики, киповцы, химики, электрики, IT-шники. Из административных позиций: HR-овцы, рекрутеры, тренинг-менеджеры.
– В последнее время нужны люди, которые бы грамотно проводили тренинги, а также писали руководства и пособия для новичков, – говорит менеджер по подбору персонала рекрутинговой компании «Фиркрофт Инжиниринг Сервисиз Лимитед» Ляззат МАНСУРОВА. – В связи со строительством Future Growth Project (завода третьего поколения) ТШО сейчас запрашивает позиции – от супервайзеров, менеджеров и инженеров до разнорабочих. Надо сказать, что эти позиции нужны на любой новый проект. Заявки по ним поступают как от оператора проекта, так и от подрядчиков, субподрядчиков и др.
По данным ТОО «Болашак Атырау», сегодня на рынке труда востребованы специалисты по информационным технологиям, бухгалтеры по налогам, трехъязычные переводчики (каз., рус., англ.), специалисты по трубопроводам (изоляция труб, инженер по трубопроводам), проектировщики.
– Требования ко всем: высшее техническое образование, опыт не менее 5 лет, знание английского, наличие соответствующих сертификатов, – говорит рекрутер Анастасия ЗРЯЧКИНА. – Многие резюме не соответствуют этим критериям: либо нет опыта работы на море, хотя бы 1-2 лет, либо нет знания языка. Обычно на инженерные позиции мы набираем специалистов старше 30 лет.
Кадровое агентство ТОО «Ренко-Алма-Сервис» занимается наймом персонала из-за рубежа.
– Мы ищем людей с техническим образованием на такие позиции, как инженеры, менеджеры, управляющие контрактами, координаторы, специалисты по планированию проектов, – говорит рекрутер Асель КАТПЕНОВА. – Набираем абсолютно на все проекты, не важно, в городе или за городом. Из основных требований: минимум 10 лет стажа в нефтегазовой сфере, опыт работы в Казахстане. На одну позицию обычно присылают около 20-30 резюме. Бывает и 50. Всё зависит от сложности позиции. Самая сложная – координатор по контролю документов и сертификации нефтепроводов. Зарплата – минимум 200 долларов в день.
По данным риелторов, лидирующие позиции занимают инженерные специальности. Уже сейчас возникает нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве. Особенно ценится сочетание технического и экономического или юридического образования, знание английского языка.
Кто в дефиците?
– Всегда востребованы инженерно-технические специальности. Многие из них даже не ищут работу. Их ищут. Все они заняты, работают, и как правило, их всё устраивает. Поэтому их нужно убедить, что предлагаемая позиция лучше, – говорит менеджер по подбору персонала Ляззат Мансурова. –Одно из необходимых требований к менеджеру или супервайзеру (помимо высшего технического образования, знания иностранного языка и опыта работы) – участие в крупном проекте от начала до конца, который был бы успешным и принес многомиллионную прибыль компании.
Кроме того, в Казахстане совершенно не развиты морские позиции. У нас практически нет архитекторов морских сооружений, судостроителей. Мало геофизиков и геологов с опытом работы. Необходим 10-летний стаж, но таких в нашей базе буквально несколько человек. Также у нас совершенно нет специалистов, которые чинят кондиционеры и вентиляционное оборудование.
Сколько зарабатывает инженер?
– Зарплата инженера зависит от многих факторов: кто его нанимает – оператор или сервисная компания, в каких условиях он будет работать и др. Если работа на море и связана с тяжелыми условиями труда, соответственно, зарплата будет выше, чем в офисе.
В среднем обычный инженер с опытом работы 4-5 лет может получать 250-300 тысяч тенге в месяц. Но опять же, всё зависит от компании. На офшоре в одной компании за одну рабочую вахту (28/28) у простого инженера выходило максимум 480 тысяч тенге. Если говорить о минимуме, то есть люди, которые работают вахтовым методом даже за 70 тысяч тенге и меньшую зарплату. Зарплата менеджера сильно варьируется. Помню, один менеджер получал 650 тысяч тенге, – говорит Л. Мансурова.
На что рассчитывать выпускникам?
Принято считать, что выпускник и работа – понятия несовместимые. Шансы найти место «по диплому» есть прежде всего у тех, кто начал трудовую деятельность, ещё учась в вузе. Да и то, разумеется, далеко не у всех. В этой ситуации все больше выпускников ищут работу не столько ради денег, сколько ради требуемого опыта. Но тем не менее возможность устроиться есть.
–Обычно из студентов –выпускников колледжей и ПТУ –набирают операторов. У многих крупных компаний под этим подразумеваются обычные разнорабочие: подать, принести, смастерить коробку и т. д. Также набирают помощников оператора, ассистентов инженера. Как правило, выполняя какие-то мелкие поручения инженера, студент набирается опыта. Зарплата может быть низкая, в большинстве случаев она не имеет значения, главный критерий для выпускника –профессиональный рост, –продолжает моя собеседница. –Студенты с высшим образованием более привередливы. Некоторые, особенно выпускники КБТУ или КИМЭПа, хотят всего и сразу. Но большинство адекватно оценивает ситуацию. Многие выпускники с хорошим английским, несмотря на вредные условия и серу, соглашаются на вахтовую работу, едут на Тенгиз, устраиваются не только в саму ТШО, но и в сервисные компании. Зарплата, как правило, невысокая, но они понимают, что это им нужно для будущего роста.
Офис или вахта?
– Я разговаривала с большим количеством людей, у всех разные мнения. Некоторые ребята, которые только что закончили университет, считают, что настоящий опыт можно получить на практике, и уезжают на вахту. Они стараются попасть на месторождения, работать в жестких условиях, некоторые вообще работают на баржах по 28 дней. По их мнению, это самое лучшее, там можно научиться у настоящих видавших виды инженеров. Есть, конечно, и такие, кто считает, что нет необходимости терпеть такие условия, можно работать в городе, в офисе, отрабатывать свои 8 часов и точно так же продвинуться. Я знаю нескольких студентов, которые после университета устроились в НИПИ на постоянную офисную работу. Они говорят, что там очень много инженеров старой закалки, у которых можно всему научиться, и не надо ради этого ехать на поле, – делится своими наблюдениями Ляззат.
Куда пойти гуманитариям?
С гуманитарным образованием можно работать в визовом отделе и выдавать рабочие разрешения, в отделе кадров, работать рекрутерами, администраторами, офис-менеджерами, тайм-киперами (правильное распределение времени).
Почему плохо часто менять профессию?
– Плохо, когда нет хотя бы пяти лет непрерывного стажа по специальности. Допустим, специалист с высшим техобразованием поработал первые два года киповцем, потом его сократили. Он отучился и переквалифицировался в тэбэшника, потом ещё в кого-нибудь. Скачет с одной позиции на другую, – продолжает Л. Мансурова. – А солидные компании предпочитают стабильных сотрудников.
Гарантирована ли работа магистру?
– Среди продвинутой части студентов бытует мнение, что, не закончив магистратуру, ты сливаешься с серой массой выпускников. Многие студенты стараются получить степень магистра за рубежом, т. к. считают, что если ты закончил магистратуру за рубежом, даже в глубинке, за 100 км от Лондона, то без престижной работы точно не останешься. Так ли это на самом деле?
– Это скорее миф. Всё зависит от человека. Хочу отметить, что молодёжь у нас сейчас весьма активная. Многие знают английский язык, занимаются самообразованием, уезжают в Англию, на Мальту, в Америку на языковые курсы. Они очень амбициозные, знают о конкуренции и стараются быть лучшими, – считает Л. Мансурова.
Сауле ТАСБУЛАТОВА