Атырау, 8 мая 04:27
 будет пасмурноВ Атырау +18
$ 439.43
€ 473.31
₽ 4.82

Балтабай Куанышев: «Кашаган - это уникальный проект»

PR
11 344 просмотра

Четверть века прошло с того времени, как этот проект сделал свои первые шаги. Тогда еще никто не предполагал истинных объемов содержания нефти на Кашаганском месторождении. Но правительство и Президент молодой страны  проявив волю и решимость, сделали, по сути, крупнейшую ставку после обретения Казахстаном независимости. И она сыграла. Кашаганский проект стал неразрывной частью нашей истории, ее настоящим и будущим.

Директор по Корпоративной Поддержке компании НКОК Балтабай Муханович Куанышев пришел в Северо-Каспийский проект 23 года назад и застал самое начало этих событий.

ХОРОШЕЕ НАЧАЛО ВСЕГДА ИМЕЕТ СВОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ……

В 1995 он возглавил группу по подготовке к началу буровых работ в Северо-Каспийском  проекте в АО «Казахстанкаспийшельф» и фактически стоял у истоков разведки месторождения и обнаружения его запасов. Позже в рамках того же проекта Куанышев работал со всеми операторами проекта: сначала это был ОКИОК, затем - Аджип ККО. Сегодня деятельностью Северо-Каспийского консорциума управляет операционная компания  НКОК Н.В.

- Первые поисково-разведочные работы на Каспии проводились азербайджанскими и российскими геофизиками еще в советские годы. Методики и оборудование у них  были устаревшими, но и тогда специалисты уже говорили о возможных значительных запасах углеводородов на Северном Каспии. Однако убедительных доказательств не было. После обретения Казахстаном независимости нужно было привлекать инвестиции, международный бизнес. Что сделало правительство? В конце 1992 года была принята «Программа геофизических исследований Казахстанского сектора Каспийского моря на 1993-1997 годы». А 13 февраля 1993 года вышло постановление правительства «О становлении и развитии добычи углеводородного сырья в казахстанской части Каспийского моря». Этим же постановлением была создана  специализированная государственная компания «Казахстанкаспийшельф», перед которой была поставлена задача организовать работы на шельфе Каспия.

У Казахстана на тот момент не было ни законодательной базы, ни технологий, ни кадров, чтобы справиться с морскими нефтяными операциями в одиночку. А работать пришлось бы в заповедной природной зоне, в пристанище сотен уникальных видов флоры и фауны, и в условиях сурового климатического пояса, где зимой лютуют морозы, а летом царит жара.

- Никто никогда не проводил таких работ в Казахстане. Что предпринял Казахстанкаспийшельф?

- Да, не было опыта работ такого рода у наших специалистов, не на что было опереться по большому счету. Чтобы ознакомиться с мировым опытом проведения морских операций и найти технологии, подходящие для условий северо – восточной части Каспийского моря сотрудники «Казахстанкаспийшельфа» объездили крупнейшие  нефтедобывающие страны. Каспийский шельф привлекал всё больше внимания гигантов нефтяного бизнеса. В США и Великобритании -  прошли презентации Северо-Каспийского проекта. В 1993 году 3-го декабря было подписано Соглашение о создании международного Консорциума для проведения исследований и оценки казахстанского сектора Каспийского моря.

И с 1994 по 1997 годы были проведены огромные по масштабам двухмерные сейсморазведочные работы в казахстанском секторе Каспийского моря. Результаты интерпретации сейсмических данных подтвердили, что здесь имеются перспективные нефтеносные структуры. 18 ноября 1997 года члены Консорциума «Аджип», «Бритиш Газ», «Бритиш Петролеум», «Мобил», «Шелл», «Статойл», «Тоталь» и «Казахстанкаспийшельф» подписали исторический документ - Соглашение о разделе продукции по Северному Каспию, давшее гигантский толчок  дальнейшему интенсивному развитию Северо-Каспийского проекта.

- Тогда же договорились о первом операторе проекта?

- До этого была создана небольшая группа из казахстанских и иностранных специалистов по подготовке буровых работ, задачами которой было разработка проекта разведочного бурения, поиск буровой установки для условий Кашагана, решение вопросов по логистике, разработка проекта оценки воздействия на окружающую среду, согласование всех этих вопросов с соответствующими государственными органами и получение разрешения на бурение скважин. В группе работали представители всех акционерных компаний, профессионалы высокого класса. Одним из самых трудных был вопрос по буровой установке. Она должна была способна бурить скважины глубиной более чем 5 тыс. м, с пластовым давлением около 1000 атм, содержащих газ с высокой концентрацией сероводорода, соответствовать экологическим требованиям казахстанского сектора Каспийского моря (основным из которых является нулевой выброс), должна была соответствовать условиям мелководья, суровым ледовым условиям зимой. Выяснилось, что такой установки в мире нет вообще. Нашли буровую баржу в Африке, которая использовалась там для бурения на мелководье, доставили ее в Соединенные Штаты, построили к ней дополнительные баржи, демонтировали все буровое оборудование, запроектировали, изготовили и установили на эти баржи новое оборудование. Разобрали все и отправили водным путем в Астрахань, где все собрали (для российских судостроителей это тоже был уникальный проект) и транспортировали на Кашаган.

В 1998 году оператором проекта стала совместная операционная компания ОКИОК.  Была проведена большая подготовительная работа по созданию инфраструктуры для поддержания буровых работ. Построена логистическая база в поселке Баутино Мангистауской области, построены и транспортированы на Каспий морские суда и баржи ледокольного класса, завезено соответствующее оборудование  и создана служба по реагированию на чрезвычайные ситуации.

12-го августа 1999 года ОКИОК и подрядная буровая компания Паркер Дриллинг забурили скважину Кашаган Восточный 1.




… И ПЕРВАЯ НЕФТЬ

- И эта скважина добралась наконец до кашаганской нефти?

- Бурение прошло строго в соответствии с разработанной программой, в результате геофизических исследований скважины были выявлены хорошие признаки наличия нефти и газа.  После тщательной подготовки, оценив все возможные риски, приняв максимальные меры по предотвращению и реагированию на нештатные ситуации были проведены работы по испытанию скважины. Летом 2000 года при участии президента Республики Нурсултана Абишевича Назарбаева была получена  первая нефть и объявлено об открытии углеводородов на месторождении Кашаган.

Все участники консорциума наконец убедились: кашаганская нефть – не миф геологов и отраслевых специалистов. Проект, наконец, нашел свое реальное воплощение, надежды сменились уверенностью. Начались работы по обустройству, строительство острова D и других островов…

- В том числе и Карабатана?

- Да, одним из основных вопросов был вопрос о местоположении наземных объектов - завода по подготовке нефти и газа, и объектов наземной инфраструктуры. Было исследовано значительное количество возможных наземных локаций , которые можно было свести к 3м основным вариантам: северный - участки к северу от железнодорожного разъезда Карабатан, западнее поселка Ескене, северо - восточный в районе поселка Кульсары, и южный - участки на полуострове Бузачи. Специальная группа ОКИОК исследовала и провела оценку этих участков с учетом экологических факторов, грунтовых условий, высотных отметок, расположения существующих объектов инфраструктуры, вопросов влияния на социальные аспекты, Были проведены жаркие общественные слушания, консультации с государственными органами. И в июне 2002 года был окончательно выбран, предложен государственным органам и утвержден соответствующей комиссией участок Ескене Западный. Осенью 2002 года начаты работы по строительству подъездных путей на данный участок, вахтового поселка и других объектов инфраструктуры. Велись и другие подготовительные работы к строительству основного объекта - Установки по Комплексной Подготовке Нефти и Газа. 

 21 июня 2005 года Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев заложил первый кирпич будущего завода и дал ему название «Болашақ».


СЕРА НАШЛА СВОИХ ПОКУПАТЕЛЕЙ

- На эпоху ОКИОК пришлись первые разведка и добыча. Затем оператором консорциума стал «Аджип ККО».

- Все основные проектные и строительные работы были проведены в этот период. На проекте в это время работало около 40 тыс. человек, из них около 25 тыс. в Западном Ескене, около 5-7 тыс на море и остальные в других областях Казахстана и заграницей.  Были построены автомобильные и железные дороги, линии электропередач,  вахтовый поселок, трубопроводы, мощности для морского строительства и логистики в Мангистауской области. На море в это время продолжалось бурение, строились острова и сооружения на них.

Не могу не спросить Вас о первом запуске в сентябре 2013 года. Что случилось тогда ?

Я думаю, большинство в курсе, что в начале добычи были обнаружены утечки на трубопроводе между месторождением и заводом «Болашак»,  скважины были закрыты и добыча остановлена. Ничего нового и секретного нет. Этот случай говорит еще раз о том, что  месторождение Кашаган является уникальным, состав его углеводородов крайне агрессивен и требования к применяемому оборудованию, технике, технологии и кадрам должны быть всегда на высоком уровне. Малейшие ошибки на этом проекте  чреваты  последствиями. С другой стороны тот случай показал, что служба контроля и реагирования на чрезвычайные ситуации в консорциуме находится на должном уровне. Но, как говорится в одной мудрой испанской пословице: «Опыт не всегда добрый учитель, но, безусловно, лучший». Неисправности были вовремя обнаружены и необходимые ответные меры предприняты должным образом.

Что было предпринято после этого для недопущения подобных случаев в будущем,

Были построены новые нефтепровод и газопровод с Кашагана до завода Болашак с использованием труб из нового материала  специального сплава. Все морское и наземное оборудование еще раз проверено, протестировано, а в сентябре 2016 года началась добыча нефти и газа . С этого момента и до сегодняшнего дня добыто более  16 млн. т. нефти. Часть газа закачивается обратно в пласт, остальной объем отправляется на рынок и используется с целью выработки электроэнергии для собственных нужд. Почти весь объем добываемой серы отправляется на экспорт.

Что касается состояния атмосферы на этом участке, то еще в 2006 году в Атырау, Макате, Доссоре и вокруг санитарно – защитной зоны завода «Болашак» было установлено 20 экологических станций мониторинга. По данным этих станций сейчас на Карабатане качество воздуха лучше, чем в городе. Два года идет  добыча нефти и газа. Инцидентов, связанных с безопасностью и отрицательного воздействия на окружающую среду на море и на суше нет.   

 


«ЗАВОД ВСТАНЕТ, НО ТОЛЬКО НА ПРОФИЛАКТИКУ»

- Раз мы затронули тему будущего, прокомментируйте слухи о том, что в следующем году Кашаган встанет на капитальный ремонт – говорят, назрела необходимость менять и наземные трубы.  

- Весной 2019 года планируется произвести остановку оборудования на техобслуживание и капитальный ремонт. Это нормальная практика всех крупных производств такого рода – любой завод периодически останавливают для профилактики. Будут проведены работы по техническому обслуживанию, проверке и замене оборудования. Планируется перевести некоторые добывающие скважины в нагнетательные. Это займет по плану около нескольких недель. Планов по замене трубопроводов нет.

- Иностранные инвесторы привели с собой в Казахстан не только новые технологии и стандарты организации безопасности труда, но и концепцию корпоративной социальной ответственности. Девальвация не вынуждает НКОК «оптимизировать» расходы на социалку?

- Не вынуждает.  У нас существует программа социально-инфраструктурных проектов. С начала деятельности консорциума на строительство социальных объектов - больниц, школ, спортивных и культурных сооружений - в Атыраускую и Мангистаускую области было инвестировано более полумиллиарда долларов. Самый первый из наших социальных проектов  - ФОК «Атырау», долгие годы был единственным спортивным комплексом подобного рода в городе . Кроме того, одними из крупных наших социальных объектов  являются областная детская больница, автомобильная дорога Атырау-Индер, общежития для студентов Малой академии искусств, дороги в городе и т.д. , По программе спонсорской помощи  на средства консорциума дети из нуждающихся семей ежегодно поправляют здоровье в лагерях отдыха в Алматинсокой и Акмолинской областях. В этому году первую партию старшеклассников отправили в летний лагерь КБТУ. Совместно с Британским Советом и облоно начинаем многолетнюю специализированную целевую программу обучения школьников английскому языку.  

Если бы вас жестко ограничили в выборе и дали условие выразить все особенности этого грандиозного проекта одним словом, какое это было бы слово?

- Скорее всего это было бы слово «уникальный». Это, наверно, единственное  месторождение в мире, где сошлись тяжелые ледовые условия зимой, высокая температура летом, мелководье, сложные геолого-технические условия, хрупкая экосистема  заповедной зоны Северного Каспия. Каждый этап реализации проекта начиная  с крупнейших по объему сейсмических работ, бурения при глубинах свыше 4 тыс. метров, давления около 800 атмосфер и высоком содержании сероводорода, строительные работы на мелководье с соблюдением жестких экологических условий, проектирование, изготовление, монтаж оборудования, способного надежно работать с агрессивными флюидами Кашагана, специальный материал труб для нефте и газопроводов,  безопасная эксплуатация этого оборудования  - каждый этот этап можно назвать уникальным. 

23 августа 2018, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz

Комментарии отключены