Атырау, 27 апреля 07:43
 ясноВ Атырау +24
$ 443.35
€ 475.54
₽ 4.82

Семнадцать миллиардов и «кишка» из подвала

5 648 просмотров
Семнадцать миллиардов  и «кишка» из подвала «Помогите! Жажда!» – под таким кричащим заголовком пришло на e-mail вашему корреспонденту письмо из Маката. «…В посёлке уже неделю нет воды. Я мать двоих детей, у меня ребенок-инвалид. Муж на вахте, – пишет жительница райцентра Гульшара. – Все запасы воды подошли к концу, не то чтобы купаться и стирать – пить нечего. Вроде линию водоснабжения провели новую, но воды как не было, так и нет. Это стыд и позор для наших руководителей, что в 21-м веке существуют подобные проблемы. Что нам делать? Как жить? Прошу вас всей душой – помогите, это просто невыносимо, что приходится так вот просить воду, будто в пустыне!»
В «БОРОДЕ» ЗАПУТАЛИСЬ

Комментарии к такому письму излишни, и мы, освежив в памяти старые публикации по макатской тематике, выехали в проблемный район. О коммунальных невзгодах, выпавших на долю макатцев, впору писать целую эпопею. Главным образом, о водоснабжении, а вернее – практически о полном его отсутствии. Ежегодно чиновники разных уровней клянутся и божатся «утопить» Макат в питьевой воде, да только обещания остаются пустым звуком. Между тем на водоснабжение Макатского района ежегодно выделяются немалые суммы, расходование которых могло бы заинтересовать и финконтроль, и финполицию, и прокуратуру.
К примеру, из областного бюджета по программе «Питьевая вода» на водоснабжение района в 2007 году выделялось 149 миллионов 400 тысяч тенге, а в 2008-м ещё 220 миллионов 928 тысяч тенге. Нынешний прокурор города Халидолла ДАУЕШОВ, возглавлявший в 2009 году прокуратуру Макатского района, пришёл в ужас от такого положения дел и пригрозил привлечь к уголовной ответственности виновных за развал водоснабжения («АЖ» за июнь 2009 г. – «Куда уплыли 370 миллионов?»). Но, судя по всему, концов в этой «бородатой» проблеме просто не нашли.
Свет в окошке макатцев забрезжил с началом в 2008 году строительства магистрального водопровода Атырау – Доссор – Макат – Кульсары, стоимость которого, как тогда сообщалось, составляет 18 миллиардов тенге. Администратором программы является областное управление энергетики и ЖКХ, заказчиком работ – КГП «Энергия». Линия до Маката недавно была сдана в эксплуатацию, однако ситуация кардинальным образом не изменилась, более того, на новом трубопроводе уже начались аварии (в июле прорвало трубу). Вот так строили…
Аким области Бергей РЫСКАЛИЕВ, выступая в августе с квартальным отчётом, заявил, что жители Маката получают воду уже по 14 часов в сутки.
Что ж, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

ВОДЫ СТАЛО БОЛЬШЕ…

КГП «Макатавтоколикбазасы» – предприятие, ответственное за подачу воды в райцентре, – встретило нас деловитой суетой. По словам и.о. директора КГП Гульжан АЛИПОВОЙ, впервые за многие годы выделили деньги на ремонт помещений предприятия, кроме того, ведётся замена трёх из шести насосов.
Подъехал заместитель акима Макатского района Серик ХАЙРОШЕВ, курирующий ЖКХ, который охарактеризовал ситуацию с водоснабжением в райцентре положительно:
– Раньше в сутки прибывало по 300-500 кубометров, сейчас иной раз принимаем до 7000. Воду качают частично по старому, частью по новому водопроводу. И всё бы хорошо, если б не аварии…
– На только что запущенном водопроводе?
– Точно не знаю. Атырау Су Арнасы лишь извещает нас об очередном прекращении подачи воды в связи с аварией, но причины аварий не сообщает.
– Как часто случаются аварии?
– За последнюю неделю было две. Перебои с подачей воды также связаны с врезками в новый водопровод со стороны посёлков и разъездов. Чтобы врезаться, установить вентиль, нужно время, и труба, разумеется, должна быть пустая, а потом, чтоб наполнить её от города, надо ещё десять часов. Одна только туббольница два дня врезалась. Отсюда перебои.
– А предприятия тоже врезаются?
– Не знаю, решать не нам. Но говорили, что вода предназначена только для населения. Если Карабатан не подключится, будет хорошо.
– Значит, раньше карабатанская стройка питалась питьевой водой?
– Да.
Любопытно, но ещё в 2008 году тогдашний аким Макатского района Амангельды БАРАКАТОВ заявил о причастности к проблеме водоснабжения компании «Аджип ККО», забирающей на нужды стройки около 30% воды, отпускаемой Макату из Атырау. Правда, вскоре после встречи с менеджерами Аджипа руководство района отказалось от претензий. Выяснилось, что компания якобы потребляет воду из водопроводной линии Кигач – Мангистау.
Сейчас живительная влага, поступающая из областного центра, скапливается в четырёх резервуарах ёмкостью в 2000 кубометров каждый. Кроме того, у телевышки строятся ещё два водяных резервуара по 3000 кубов (стоимость – 10,7 млн тенге). Строятся также повысительные насосные станции (ПНС) в Ескене, Доссоре и самом Макате. Ожидается, что с завершением строительства вспомогательных и накопительных сооружений новый водопровод заработает на всю мощь. По крайней мере, так нам сообщили в областном управлении энергетики и ЖКХ.

…НО НЕ В КВАРТИРАХ

Семнадцать миллиардов  и «кишка» из подвала В настоящее время вода жителям Маката подаётся 12 часов в сутки – 5 часов в Старый Макат, столько же в Новый Макат и 2 часа в депо. Бывало, как отметил заместитель районного акима, вода шла с таким напором, что поднималась до четвертого этажа, да так, что некоторые жители, поснимавшие в своё время за ненадобностью краны, были вынуждены спешно надеть на гребёнки шланги и прямиком сливать воду в унитазы. На момент нашего визита в КГП «Макатавтоколикбазасы» заливаться водой, судя по графику, должен был Новый Макат, куда мы тут же и направились послушать глас народа.
…Во дворе одной из пятиэтажек толпится очередь с вёдрами, канистрами и 5-литровыми баклажками. Напора нет. Вода в спешно подставляемые ёмкости течёт из резинового шланга, змеящегося откуда-то из недр подвала. Жители соседнего дома №89/1 пришли пообщаться с прессой.
– Зачем руководство обманывает нас со страниц газет? Рыскалиев стоит в Доссоре, показывает, что вода идёт, а в Макате её нет. Вода хорошо течёт, когда бастыки приезжают, потом её дня два нет, – гневно выговаривает мать-героиня Насипа апа.
– Мы живём на втором этаже, провели пластиковую трубу, купили за 20 тысяч движок, а вода всё равно не поднимается. Последний месяц нет стабильной подачи воды, её дают на каких-то полчаса.
– Я живу на пятом этаже, ношу воду вёдрами, но не плачу за неё из принципа. Счётчик-то так и застыл на одной цифре. За что платить?
Возмущённые люди, не выбирая выражений, долго выговаривали накипевшее, плавно смещаясь на другие коммунальные проблемы райцентра – подвалы, отопление и прочее.

НЕЗАТУХАЮЩИЙ КОНФЛИКТ

Между тем в КГП «Макатавтоколикбазасы» разгорелся очередной трудовой конфликт между группой уволенных рабочих и руководством предприятия.
КАРФИДОВА, КАНАЕВА, МОРОЗОВ, СТЕПАНОВА – эти люди давно известны нашим читателям своей непримиримостью к каждой смене руководства в КГП, постоянными конфликтами и голодовками в защиту своих нарушенных, как они полагают, прав. На этот раз они требуют восстановления на рабочих местах и заявляют о незаконности увольнения, считая это кознями юриста КГП, специально нанятого, чтобы расправиться с ними.
– 9 апреля в КГП появился некий стажёр Калыбай УТЕПОВ, а 11-го нас уже уволили, - говорит Антонина Карфидова. – Одних по достижении пенсионного возраста, Василия Морозова – из-за сомнений в его профессионализме, а мою дочь, работавшую там расчётным бухгалтером, и вовсе обвинили в воровстве канцтоваров на 62 тысячи тенге, уволили по статье и испортили трудовую книжку. Впоследствии финпол отказал в возбуждении на неё уголовного дела, суд по иску Утепова тоже закончился в пользу дочери. Однако трудовая книжка, возвращённая ей по почте, оказалась новой, из неё исчезло 14 лет стажа, и восстановить их, к сожалению, не представляется возможным.
Нам пришлось вынести от Утепова унижения и оскорбления, начиная от обвинений в пьянстве на рабочем месте до вредительства. После увольнения мы подали в суд, поскольку достижение пенсионного возраста не является основанием для расторжения трудового договора. Но несмотря на то, что представитель департамента труда был на нашей стороне, суд с подачи Утепова занёс нас в категорию гражданских служащих и признал увольнение законным. Апелляционная инстанция оставила это в силе.
Дальше к произволу подключилась прокуратура. Получив 3 августа постановление суда второй инстанции, Вера Канаева 5 августа отправила заказным письмом с уведомлением жалобу в кассационном порядке, которую в облсуде получили 6-го числа. Но вскоре пришло письмо за подписью заместителя прокурора области КУЛЖАНОВА о том, что в рассмотрении жалобы отказано, так как… пропущен 15-дневный срок. Как это понимать, когда срок истекает 18-го августа? Да потому что незаконно уволили! Мы будем писать в Астану.
«ИЗ 700 КУБОВ 300 БЫЛИ “ВОЗДУХОМ”»

– Знаете, этот очередной конфликт вряд ли интересен вашим односельчанам. Помнится, пару лет назад, со страниц «АЖ» вы заявили, что знаете, кто виновен в бардаке с водой. Сейчас удобный момент рассказать всем об этом…
– Хорошо, Лев, – говорит Карфидова. – Во-первых, потому что в КГП нет хорошего, порядочного руководителя, который был бы заинтересован поднять предприятие. Потом, нет как таковой организации по сбору денег с населения. Конечно, старый водопровод, построенный в конце 70-х годов, донельзя изношен, но и это не суть главное.
Несколько лет назад Атырау Су Арнасы предъявило нам счета, что КГП якобы получает по 57 тысяч кубов воды ежемесячно. А между тем наш счётчик даёт иные показания. Я села и произвела расчёты по каждому дню, неделе, месяцу. Получилось, что нам приписывали потребление несуществующей воды. К примеру, из 700 поступивших кубов, 300 было воздухом. В итоге с нас хотели содрать лишние 7 миллионов.
Эти расчёты я понесла акиму, он ещё поблагодарил меня. А Атырау Су Арнасы прислало своих сотрудников, пытавшихся убедить нас, что потери воды происходят по причине прохудившегося резервуара на территории КГП. Но в таком случае почва была бы насыщена влагой, мы бы плавали в воде. А у нас земля от жары трескается.
И ещё – 12 августа 2009 года, вопреки соответствующему постановлению, что водоснабжение и канализация – единая система, у КГП отобрали КНС и передали в другие руки. В результате 78 тенге с человека предприятие потеряло. И аким района об этом прекрасно знает.
Всё это, наверное, и сыграло свою роль в последних репрессиях. Не надо было нам заниматься подсчётами...

«МЫ ПРОСТО ПРИКРЫЛИ ЭТУ ЛАВОЧКУ»

Мы попросили прокомментировать ситуацию юриста КГП «Макатавтоколикбазасы» Калыбая УТЕПОВА:
– При анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия выяснилось практически полное отсутствие контроля за поступлением денег от населения. Журналом регистрации отпуска воды водовозам и приёма денег почему-то ведали не кассир, а машинисты-операторы ВНС. Более того, в КГП даже не было кассового аппарата!
Мы прикрыли эту лавочку, изменили годами сложившуюся систему, завёли журналы, где регистрировалось всё, вплоть до адреса, куда водовозы поставляли воду. Естественно, это вызвало недовольство определённых лиц, поскольку вывоз воды и денежный оборот были бесконтрольны, и это была хорошая кормушка.
Далее выяснилось, что три работника – Карфидова, Канаева и Степанова – достигли пенсионного возраста. Их уведомили об увольнении, и тут начался шум-гам, голодовки. Они и многие другие уволенные, в том числе и по отрицательным мотивам, являются родственниками. По их жалобам в ДКНБ наше предприятие подверглось неоднократным проверкам со стороны практически всех контролирующих ведомств.
К примеру, проверка санэпидемстанции выявила, что допуски наших работников, выданные ранее этим же самым ведомством, оказались “левыми”, не зарегистрированными. Людей отстранили от работы. Однако главврач санэпиднадзора шум поднимать не стал, через несколько дней допуски дали с теми же регистрационными номерами. Ни КНБ, ни прокуратура не обратили на это внимание. Потом пришли пожарные. А у нас капремонт, идут отделочные работы, меняем насосы… Что тут проверять? Кому нужен весь этот нездоровый ажиотаж?
При изучении непосредственно проблемы водоснабжения всплыл любопытный факт. До последнего времени нас периодически навещал представитель Атырау Су Арнасы, который вручную производил замер уровня воды в резервуарах, и по этой сводке нам начисляли счета. Зачем это делать, задался я вопросом, если в КГП есть счётчик. Не исключено, что долгие годы Атырау Су Арнасы “накидывало” нам лишнее, получая за это деньги. Замерщика перестали пускать на территорию предприятия.
Интересно также, почему КГП покупает у АСА воду для юридических лиц за 124,5 тенге за кубометр, а продаёт этим лицам по 122,5? Предприятие работает в убыток себе. Задолженность населения перед КГП составляет около 5 миллионов тенге, а самого КГП перед АСА, по данным на 1 сентября, – 28,5 миллиона тенге.
А что касается этих жалобщиков и сутяжников, то они дошли до того, что после проигрыша в суде перевели трудовой конфликт в межнациональную плоскость, кляузничая вплоть до администрации российского президента Медведева. Но насколько я знаю, вместо уволенных на работу пришли другие, в том числе и русские, люди».
Лев ГУЗИКОВ
Фото автора

P.S. Мы направили письмо в Атырау Су Арнасы с просьбой ответить на ряд вопросов, поскольку дозвониться до его руководства оказалось делом не простым.
30 сентября 2010, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz