После недавнего массового велопробега в Атырау возник вопрос: если для такого мероприятия перекрывают автомобильное движение, то как чувствует себя одиночный велосипедист на улицах города в обычные дни? Корреспондент «АЖ» заглянул в «Правила дорожного движения» и сопоставил этот документ с суровой действительностью.
Согласно пункту 1.2 ПДД, велосипед - такое же транспортное средство, как и автомобиль, а велосипедист является водителем. К пешеходам велосипедист приравнивается только в том случае, когда онкатит велосипед рядом с собой.
Согласно п.24 Правил («Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных»), велосипедисты должны двигаться по крайней правой полосе в один ряд или по обочине, но так, чтобы не создавать помех пешеходам.
Правилами предусмотрены запреты для велосипедистов. Запрещается: 1) ездить, недержась за руль хотя бы одной рукой; 2) перевозить пассажиров; 3) перевозить груз, который выступает более чем на 50 сантиметров по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению; 4) двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки; 5) поворачивать налево на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
На ряд вопросов по темеответиларуководитель пресс-службы ДВД области Назымгуль КАЙСАГАЛИЕВА.
- Как велосипедисту подать сигнал о своём повороте едущим позади автомашинам?
- Согласно пункту 8.1 ПДД, перед выполнением манёвра велосипедист обязан подавать сигналы световыми указателями, а при их отсутствии или неисправности - рукой. При этом манёвр не должен создавать помех другим участникам движения.
- Можно ли ездить на велосипеде по тротуарам?
Согласно пункту 9.9 ПДД не допускается движение транспортных средств (к которым относится и велосипед) по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (кроме детей до 14 лет).
Согласно п.7 приложения 2ПДД, эксплуатируемый велосипед должен иметь исправные тормоза, руль и звуковой сигнал, оборудован спереди световозвращателем, фонарем или фарой (для движения в темное время суток и условиях недостаточной видимости), сзади - световозвращателем или фонарем красного цвета, а с боков - световозвращателями оранжевого или красного цвета.
В случае нарушения велосипедист несет ответственность по статье 615 «Нарушение правил движения пешеходами и иными участниками дорожного движения» в виде штрафа в размере 5 МРП (12 025 тенге).
- Сколько в Атырау специальных велосипедных дорожек?
- На сегодня – одна, расположенная вдоль проспекта Абулхайыр-хана. Административная полиция периодически направляет в горакимат предложения об увеличении количества велосипедных дорожек. Также при проектировании новых улиц и микрорайонов вносятся предложения о строительстве велосипедных дорожек сразу вместе с тротуарами.
Ваш покорный слуга ездит из мкр. Нурсая на работу и обратно на велосипеде, а это приличное расстояние по разным улицам. И что же я вижу? Всюду пробки и некультурные водители обходят их по пыльной обочине, совершая запрещённый обгон справа. И при этом угрожая совершить наезд на беззащитного велосипедиста. Возвращаясь домой, я сперва выбираю улицу Гагарина - там не так много машин, дорога широкая и обочины выложены бетонными плитами. С нее поворачиваю на улицу Худина, пересекающуюся с весьма оживленной улицей Жарбосынова, потом на Кулманова, и возле автобусной остановки "Академия" - на проспект Сатпаева. Отсюда и до велодорожки уже недалёко, но движение машин очень интенсивное. Поэтому лучше ехатъ по тротуару, пусть и нарушив при этом правила. Авось полиция не оштрафует...
Подготовил Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
В Атырау -1 





