
Мечту – возродить гончарное мастерство на территории древнего городища Сарайчик – Зинат лелеяла много лет. И вот уже пять лет она ее воплощает на практике.
– В Сарайчике, который связывал Европу и Азию, через который проходил Великий Шелковый путь, наряду с другими ремеслами было сильно развито гончарное. Находки с раскопок говорят о том, какими искусными мастерами были сарайчиковские гончары, – говорит Зинат. – Работа над гончарным цехом позволила прикоснуться к истории наших предков. Ко всему, это поможет привлечь сюда большее количество туристов. Да и за глиной ходить далеко не нужно. Её мы берем здесь, в нашем родном Урале.
ОТ ГЛИНЫ ДО ВАЗЫ

– Глина – это особый природный материал, – говорит он. – Для гончарного искусства мы используем речную глину. Она прячется на глубине трех-четырех метров и очень пластична.
Абайхану приходилось работать с сауранской, отрарской, сарайчиковской глиной, и у каждой свои особенности. Сауранская, например, больше подходит для изготовления кирпича. Из отрарской получаются хорошие вазы, кувшины и глиняные фигурки. Глина из Сарайчика тоже обладает великолепными пластичными свойствами. В неё добавляют камыш и кварцевый песок.
– Камыш делает её ещё мягче, а кварцевый песок во время обжига в печи придает глиняным изделиям прочность.
Во время мастер-класса Абайхан не только учил всех желающих делать горшки, вазы и другие сосуды, но и поделился некоторыми тайнами своего мастерства.
– Прежде чем отправить глину на гончарный станок, над ней нужно как следует поработать, – говорит Абайхан. – Это только кажется, что пошел на реку, набрал глины и можно творить. Нет! Вся добытая глина проходит тщательную обработку. Сначала её заливают водой, переминают вручную. Основные требования к гончарной глине – она должна быть чистой-пречистой, без единой песчинки. Поэтому её отмачивают. При этом глина не только очищается, но и становится более жирной, а значит и пластичной. После отмачивания воду сливают, а глине дают просохнуть. Затем её плотно закрывают, чтобы вылежалась и «дозрела». Перед тем как начать работу с глиной, из нее выгоняют пузырьки воздуха и только потом отправляют на гончарный круг.
Все, кто побывал на мастер-классе у Абайхана, признались честно – такого мягкого и податливого, но все же очень коварного материала ещё не встречали: одно неловкое движение – и ваза всмятку.
ПОМАССИРОВАТЬ, ОТЖАТЬ, ОТБИТЬ

– В своей работе я использую мериносовую шерсть, она очень мягкая на ощупь и хорошо валяется. У казахстанских рукодельниц большим спросом пользуется шерсть овец из Восточного Казахстана, – поделилась Мадина.
Все, что нужно для войлочного валяния, нежное шерстяное волокно, насыщенный мыльный раствор, заготовка для изделия нужной формы из плотной клеенки и плотная сетка. И можно приступать. Сам процесс трудоемкий, и описать его словами сложно. Лучше, как говорится, один раз увидеть.
– Из войлока можно делать много вещей – сумки, браслеты, чехлы для мобильников и очков, головные уборы, обувь (уютные домашние тапочки, например), настенные панно, одежду… Ко всему изделия можно украсить декоративной вышивкой или бисером, – рассказала туркестанская рукодельница в завершение своего занятия. Хотя и без дополнительных украшательств вещи у участников мастер-класса получились яркие и красивые.
Зинат Урынбасарова пообещала, что подобные занятия по возможности будут организовываться и впредь:
– Я хочу, чтобы как можно больше людей смогли прикоснуться к казахскому национальному рукоделию и мастерству.
Тамара СУХОМЛИНОВА
Фото автора
2 сентября 2010, 00:00