Мечту – возродить гончарное мастерство на территории древнего городища Сарайчик – Зинат лелеяла много лет. И вот уже пять лет она ее воплощает на практике.
– В Сарайчике, который связывал Европу и Азию, через который проходил Великий Шелковый путь, наряду с другими ремеслами было сильно развито гончарное. Находки с раскопок говорят о том, какими искусными мастерами были сарайчиковские гончары, – говорит Зинат. – Работа над гончарным цехом позволила прикоснуться к истории наших предков. Ко всему, это поможет привлечь сюда большее количество туристов. Да и за глиной ходить далеко не нужно. Её мы берем здесь, в нашем родном Урале.
ОТ ГЛИНЫ ДО ВАЗЫ
Гончарных дел мастер Абайхан Рыспаев для проведения мастер-класса приехал по приглашению Зинат из Туркестана. Гончарит туркестанский мастер уже четверть века и очень любит свое ремесло.
– Глина – это особый природный материал, – говорит он. – Для гончарного искусства мы используем речную глину. Она прячется на глубине трех-четырех метров и очень пластична.
Абайхану приходилось работать с сауранской, отрарской, сарайчиковской глиной, и у каждой свои особенности. Сауранская, например, больше подходит для изготовления кирпича. Из отрарской получаются хорошие вазы, кувшины и глиняные фигурки. Глина из Сарайчика тоже обладает великолепными пластичными свойствами. В неё добавляют камыш и кварцевый песок.
– Камыш делает её ещё мягче, а кварцевый песок во время обжига в печи придает глиняным изделиям прочность.
Во время мастер-класса Абайхан не только учил всех желающих делать горшки, вазы и другие сосуды, но и поделился некоторыми тайнами своего мастерства.
– Прежде чем отправить глину на гончарный станок, над ней нужно как следует поработать, – говорит Абайхан. – Это только кажется, что пошел на реку, набрал глины и можно творить. Нет! Вся добытая глина проходит тщательную обработку. Сначала её заливают водой, переминают вручную. Основные требования к гончарной глине – она должна быть чистой-пречистой, без единой песчинки. Поэтому её отмачивают. При этом глина не только очищается, но и становится более жирной, а значит и пластичной. После отмачивания воду сливают, а глине дают просохнуть. Затем её плотно закрывают, чтобы вылежалась и «дозрела». Перед тем как начать работу с глиной, из нее выгоняют пузырьки воздуха и только потом отправляют на гончарный круг.
Все, кто побывал на мастер-классе у Абайхана, признались честно – такого мягкого и податливого, но все же очень коварного материала ещё не встречали: одно неловкое движение – и ваза всмятку.
ПОМАССИРОВАТЬ, ОТЖАТЬ, ОТБИТЬ
Ещё один мастер-класс провела дочь Абайхана – Мадина РЫСПАЕВА. Желающие не только увидели, как из шерсти делается войлочное полотно, но и под руководством мастерицы смогли сделать себе красивые и, что самое главное, эксклюзивные вещицы – кто панно на стену, кто сумочку или чехол для мобильного телефона. Мадина окончила художественный колледж им. Кастеева по специальности «Ткачество художественных ковров». Побывав на тренинге по войлочному валянию, девушка поняла, что это занятие ей по душе. Валяние – дело кропотливое, требует много сил, но вещи из войлока получаются очень интересные.
– В своей работе я использую мериносовую шерсть, она очень мягкая на ощупь и хорошо валяется. У казахстанских рукодельниц большим спросом пользуется шерсть овец из Восточного Казахстана, – поделилась Мадина.
Все, что нужно для войлочного валяния, нежное шерстяное волокно, насыщенный мыльный раствор, заготовка для изделия нужной формы из плотной клеенки и плотная сетка. И можно приступать. Сам процесс трудоемкий, и описать его словами сложно. Лучше, как говорится, один раз увидеть.
– Из войлока можно делать много вещей – сумки, браслеты, чехлы для мобильников и очков, головные уборы, обувь (уютные домашние тапочки, например), настенные панно, одежду… Ко всему изделия можно украсить декоративной вышивкой или бисером, – рассказала туркестанская рукодельница в завершение своего занятия. Хотя и без дополнительных украшательств вещи у участников мастер-класса получились яркие и красивые.
Зинат Урынбасарова пообещала, что подобные занятия по возможности будут организовываться и впредь:
– Я хочу, чтобы как можно больше людей смогли прикоснуться к казахскому национальному рукоделию и мастерству.
Тамара СУХОМЛИНОВА
Фото автора
2 сентября 2010, 00:00