Атырау, 24 апреля 17:48
 ясноВ Атырау +19
$ 444.32
€ 473.33
₽ 4.76

Такси заказывали?

Фото
11 381 просмотр


Много бензина утекло с тех пор, как закрылся Гурьевский таксомоторный парк №5. Cтарожилы помнят: эта большая по территории и числу работников организация располагалась по дороге на химзавод - теперь уже тоже бывший. По словам Багита МЕНДЕШЕВА, устроившегося в таксопарк в далёком 1963-м (и ставшего затем его директором), эта работа была пределом мечтаний для многих местных пацанов.

ПИЛОТЫ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА

- Еще бы! Ведь в советские времена таксист был всё равно что лётчик. Никакого разнобоя в одежде, садиться за руль разрешалось только в форме, при полном параде: гладко выбритым, в белой накрахмаленной рубашке, пиджаке, галстуке, брюках со стрелками, начищенных туфлях (правда, в 80-е годы такой дресс-код уже начал отступать - А.Ш.). Перед получением путевого листа и выходом на смену - обязательный медосмотр.

Видимо, правила 50-летней давности всё еще не отпускают Багит ага - он и сейчас, несмотря на возраст, выглядит лучше многих моих знакомых: в костюме, туфлях, с аккуратной прической и статной осанкой.

Вот так выглядели советские таксисты.


Устроиться в этот парк водителем мог не каждый: требовались стаж за рулем не менее 5 лет и отсутствие судимости. И даже при наличии водительского удостоверения нужно было сдать дополнительный экзамен в ГАИ.

- И ещё старались не брать нечистых на руку людей, - говорит Багит ага. - Обсчитать пассажира считалось тяжкой провинностью, которая каралась вплоть до увольнения.

В каждом авто имелся счетчик - таксометр, который с точностью до копейки фиксировал стоимость проезда. После поездки таксист должен был обнулить счётчик и включить его только при посадке следующего пассажира. Таксометр, помимо текущих данных, фиксировал общий километраж за смену и общую сумму выручки.


НАКАЗАНИЕ РУБЛЁМ

Багит Мендешев

В штате таксомоторного работало более тысячи человек: помимо водителей - механики, дизелисты, диспетчеры, медсестры, контролёры, инженеры, кузовщики, сварщики, кузнецы, мойщики… Плюс подразделения в нескольких районных центрах.

Средняя зарплата водителя в 60-х годах составляла 100-130 рублей. Неплохо, исходя из стоимости буханки хлеба 18 копеек и мяса по рубль 80. Ежедневный план составлял 42 рубля, всё, что сверху, официально можно было оставить себе. Такой калым в хороший день достигал 20 рублей.

К сожалению, в областном архиве данных о таксопарке не сохранилось, но в городском мне показали личные карточки некоторых водителей и документы о приказах личного состава: увольнения, отпуска, начисление премий. Были и бумаги, которые несколько развеяли идеальный образ, созданный Багит ага.

Несмотря на строгий контроль, таксисты всё же были народом непростым. В личных делах водителей таксомоторногоесть записи и о прогулах, и о пьянках, и даже жалобы на матерщинников.

Тех, кто регулярно не выполнял план, после общего собрания коллектива переводили шоферить на старые машины либо на грузовые.Таксисты за те или иные провинности нещадно наказывались и рублем, и переводом на другие должности, и увольнением. А ответственность за технику несли механики. Большая часть из них, как правило, работала ночью. Они чинили мелкие и крупные поломки, чтобы машина была готова к началу рабочего дня. В их обязанность также входило прогревание авто в холодное время года, и водитель с утра садился уже в теплый салон.

-Работать там было хорошо, хоть и трудно, – продолжает Багит ага. - Напряженный рабочий график, но и отличный отдых в ведомственном санатории в Алмалы каждый год, летний детский лагерь на 400 мест, а также участие в футбольной и волейбольной командах на досуге, но самое главное - идеология: каждый работник – ценен, важен.

- А в чем сложности работы?

- В основном бездорожье. Во-вторых, целый день находиться за рулем всё-таки тяжело. Поэтому без жалоб от клиентов не обходилось. Вовремя не успел человека забрать, например, из Балыкши. Кругом непролазная грязь, возможно, застрял где-нибудь, а когда доехал до места - оказывается, пассажир уже опоздал на самолёт.

Поездка в такси стоила 10 копеек за посадку плюс тариф 10 километров – 1 рубль. По тогдашним размерам Гурьева услуги такси были вполне по карману большинству населения.

Вызвать такси через диспетчерскую службу можно было по номерам 26-26, 26-27 и 24-28. Но это сейчас клиент ждёт максимум 10 минут, а тогда было довольно долго, поэтому обычно заказывали «мотор» за несколько часов до поездки. Диспетчерская службапринимала заказы с 6 утра до 12 ночи. Впрочем, тогда по поздним вечерам ездить было особо и некуда – ресторанов два-три на весь город.


МАШИНЫ ВРЕМЕНИ

В семейном архиве Багит ага хранятся фотографии, связанные с тем периодом. Наиболее показателен снимок с какого-то мероприятия, на котором он планирует произнести торжественную речь. А на заднем плане красавица "Волга" с «шашечками». 

Тогда такси были «Волги». Согласно данным архива, в парке были и грузовые машины – это ГАЗ-51 и ГАЗ-63.Они  славились проходимостью, на них возили и людей, и бревна, и газеты, и всё, что прикажут, преодолевая самые непролазные уголки нашей области. 

ГАЗ-63


Всего было 300 машин, работавших на 3 смены – то есть без перерыва. Третья смена считалась «дежурной» и ездила исключительно по заказам: ночные выезды, частные поездки в соседние города – Уральск, Астрахань, и коллективные заказы. «Эмбанефть» возила своих людей на работу и с работы, так же делали ГНПЗ, химзавод, геологи.

Наступившая на рубеже 80-90-х годов эпоха рыночных отношений подорвала систему государственного такси, приватизация привела к закрытию и разорению такого парка в Атырау. Конкуренцию стали составлять владельцы собственных авто, которых ГАИ к тому времени уже перестало штрафовать за частный извоз.

Здание бывшего таксопарка №5


- А что вы думаете о нынешних таксистах?

- Я их вообще не считаю таксистами, - резко отвечает Багит ага. - Это просто люди, у которых есть машина, и которые используют ее для заработка. Да, и в мое время таксисты были и наглыми, и циничными, но по большому счету были людьми добрыми и отзывчивыми. Приезжим они могли подробно объяснить дорогу, пожилому человеку помогали сесть в машину и выйти из нее. А бывало, и бесплатно довозили бабушек, инвалидов. А как иначе? Снег идет, холодно, автобус долго не едет, как же бросить человека на дороге?

Современные "бомбилы"

ТАКСУЮТ ВСЕ

«Бомбила», который мне попался для блиц-опроса, околачивался в общей стайке на «пятачке» возле букмекерской конторы.

- Закурю?

- Ох… Курите.

Он смачно затянулся смятой сигаретой, цепко ухватил короткими пальцами руль и лихо развернулся через полустёртую двойную сплошную.

- Много у вас, наверное, клиентов? И какие самые неприятные - пьяные?

- Почему? Пьяный клиент - обычный.Если стоит более-менее твердо на ногах, то беру. Совсем уж пьяных - нет. Плохой клиент - это жадный, ушлый, который долго торгуется, ноет. Или сядет, буркнет что-нибудь, а когда до места доедем, начинает цену занижать, ругаться. А хороший клиент сразу цену сам называет, отдает спокойно, а если еще оставляет сдачу – то это просто праздник. С такими и план быстрее набрать можно.

- План?

- Да, план. Что не так? Я сам себе начальник. Ставлю план сам себе 7-10 тысяч в день. Пока не сделаю – домой не еду. А как по-другому? Сама считай: 3 тысячи сразу откладываю - на бензин, запчасти, техобслуживание. О кормилице надо заботиться, иначе ничего не получится, – последнюю фразу сказал тепло, как о домашнем питомце. - На обычной работе какой оклад с моим образованием? Тысяч 70-100. А тут зарабатываю 150- 250. Разброс большой, да. От чего зависит? Да ни от чего. Фарт - не фарт. Пока здоровье есть - работаю. Тут на пятаке разные у нас. В основном вахтовики - что им месяц дома лежать? А еще много балбесов молодых и пенсионеров.

- Я заметила, что многие ваши точки стоянок находятся около букмекерских контор. Почему?

Таксист поджал губы и разговаривать больше не захотел, включив музыку.

- Я вообще-то не играю в азартные игры, если что, – сказал он на прощание. - У меня трое детей и жена беременная.

Анастасия ШЕРСТЯНКИНА

Фото автора и из архива Б. Мендешева.

3 апреля 2018, 11:25

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz