Атырау, 29 марта 06:41
 ясноВ Атырау +4
$ 448.15
€ 483.46
₽ 4.86

Заповедник или перевалочная для вахтовиков?

Фото Видео
13 906 просмотров


В Атырау прошли общественные слушания по проекту «Строительство пассажирского терминала на территории Северо-Каспийской экологической базы реагирования на разливы нефти (СКЭБР) с оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС)». Предварительные слушания по ОВОС состоялись в сентябре 2016 года, тогда местная общественность выступила резко против. На этот раз она высказалась ещё жестче.

О СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Заказчик проекта пассажирского терминала - ТОО «KMG Systems&Services», разработчиком ОВОС является ТОО «SED» (Sustainable Ecology Development). Терминал будет расположен на территории существующей базы СКЭБР, его предназначение - обслуживание судов на воздушной подушке (СВП) для круглогодичной доставки вахтовиков с морских объектов, а в случае необходимости – для аварийной эвакуации персонала с морских объектов Северного Каспия и доставки специалистов и оборудования при ликвидации разливов нефти. По словам разработчиков ОВОС, часть проекта является морской, и при строительстве терминала в береговой части гавани будет  сооружен слип (наклонная береговая площадка) для спуска на воду СВП. Они уверили, что для защиты грунтовых вод и нижнего слоя грунта от возможного загрязнения предусмотрена укладка непроницаемой мембраны (геомембраны) под основным зданием терминала, площадкой под СВП и площадкой для хранения дизельного топлива. Этап  разработки проекта продлится до середины 2018 года, этап строительства и пусконаладочных работ запланирован на 2019 г. Расчетная продолжительность эксплуатации терминала составляет 50 лет. Он будет работать в режиме постоянной готовности независимо от времени года. Время пути судов в одну сторону составляет 1,5 часа, в т.ч. 20 минут по реке Урал.


По утверждению старшего менеджера ТОО «SED» Владислава САДОМСКОГО, строительство и эксплуатация пассажирского терминала не окажут «значимого» воздействия на окружающую среду.

РАЗГОВОР НИ О ЧЕМ

Часть слушаний, посвящённая вопросам-ответам, получилась горячей.

Ветеран рыбной промышленности Бостан СУЛЕЙМЕНОВ:

- У меня давно вызывает сомнение обоснованность этого проекта. Сначала СКЭБР хотели построить на Дамбе по основному руслу Урала, но потом выбрали место в 3,6 км от Дамбы на приморском канале. При согласовании проекта было оговорено, что база будет находиться в режиме ожидания, и для проведения мониторинга будет использоваться только одно судно в месяц. Но тогда разработчик был другой. Теперь СКЭБР поменяла хозяина, и новый хозяин принял решение строить на этой базе пассажирский терминал. Будет ли кто-то отвечать за негативные последствия при его эксплуатации? На презентации проекта уклон делался на оценку воздействия на окружающую среду при строительстве терминала. А ведь это мизерная часть такого воздействия. Основной экологический негатив будет при эксплуатации судов, это сильный шум на территории гнездования и массовых скоплений птиц. Вы утверждаете, что проведены орнитологические и акустические исследования. Но если заказчиком исследований является тот человек, которому это нужно, то и объективность экспертов у меня вызывает сомнения. Кроме того, согласно Экологическому кодексу РК вводится ограничение или запрещение судоходства в период с 1 апреля по 15 июля. Значит, в этот период терминал эксплуатироваться не будет. Или я ошибаюсь? И отдельная тема – влияние этих судов в зимний период на лежбища тюленей. Здесь говорили, что будет определенный курс, но это тоже не совсем грамотное обсуждение, потому что за несколько километров, когда раздается треск льда, тюлени пугаются, в период деторождения они могут уходить в воду и гибнут детеныши. Как можно проконтролировать курс СВП зимой?

Бостан СУЛЕЙМЕНОВ

На вопрос ответил технический директор«KMG Systems&Services» Арман КОСПАЕВ:

- Ответственность за какое-либо экологическое воздействие от  терминала несет наше ТОО. А за суда будут ответственны их владельцы – кто это будет, мы сейчас не знаем. Касательно эксплуатации с 1 апреля по 15 июля: Кодекс никто не отменял, если будет определенное разрешение государственных органов, суда будут эксплуатироваться, если нет – то не будут. Мы  проводили шумовые исследования, привлекали специалистов. Подводный шум от СВП минимален. На сегодня планируемый маршрут обходит лежбища тюленей. Кроме того, перед выходом каждого судна будут запускаться дроны для прокладки маршрута, и в случае необходимости маршрут будет прокладываться в обход лежбищ тюленей.

- Я практически ни на один вопрос не получил ответа. Вы построили, а суда будут эксплуатировать другие лица. Презентуемые организации сидят здесь, а за конечный результат никто не отвечает. Получается, сейчас мы с вами разговариваем ни о чем, - сказал Сулейменов и покинул зал.

Арман Коспаев пригласил к микрофону орнитолога Викторию КОВШАРЬ:

- Я работаю в этом районе больше 10 лет, провожу учет птиц и знаю все массовые гнездовья. В последние годы основные колонии птиц отходят всё дальше от русла Урала. Движение по Уралу сейчас очень интенсивное, и птицам без разницы, что там движется - они просто уходят подальше. Численность не уменьшается, но она перераспределяется. Они сейчас ушли в такие места, где их не беспокоят ни лодки, ни вертолеты, ни охотники.

В ОТВЕТЕ ЗА РАМСАРЫ

Эмоциональным было выступление руководителя Центра эколого-правовой инициативы «Глобус» Галины ЧЕРНОВОЙ:

- Они наняли меня в качестве эксперта, и, наверное, не поняли, что я не продаюсь. Был недавно круглый стол на СКЭБРе, мы высказали массу замечаний. СКЭБР создавалась исключительно для решения проблем с нефтяными разливами, для профилактики химических ожогов и отравлений у фауны данного региона. Там предполагалось строительство боксов, где после нефтяных разливов собирали бы и отмывали представителей фауны. Ни слова не говорилось, что там будут использовать СВП или какие-то другие суда. Сейчас они лоббируют этот вопрос, опережая вообще все разрешающие документы. Второй момент, который вызывает шок: они говорят, что СВП будут применять по мере необходимости, но на самом деле в ОВОС заложено, что они еженедельно будут возить на этих судах вахты – 150 человек убывающих и 150 прибывающих в течение всего года вне зависимости от особых экологических требований, которые действуют в данной зоне. Они здесь умалчивают о том, что есть период запрета с октября по май - как раз для создания зоны покоя при щенке тюленей. Получается, есть два больших ограничивающих периода, так когда же они собираются эксплуатировать эти суда? И есть ли у них это право? Мы – общественность – не даем вам этого права. Следующий момент – много ошибок в ОВОСе, он сделан небрежно. Загрязнение тяжелыми металлами до этого исследовало ТОО «Терра», и указывало, что в 2016 году в водах Урала было обнаружено сильное загрязнение железом и медью. А вы утверждаете, что вы этого не выявили, и что якобы «Терра» допустила опечатку. «Терра» ушла из этих проектов, потому что они поняли безвыходность ситуации. У вас остается совсем небольшое время для эксплуатации судов – часть лета, сентябрь и всё. А вы ставите в ОВОСе, что будете круглогодично эксплуатировать СВП. Вы опустошите эту территорию, а она уникальная – Рамсаркие угодья. Мы за них отвечаем перед международным сообществом. В Рамсаре была заключена конвенция о сохранении орнитофауны и трансфертных коридоров. Птицы перемещаются и таким образом удерживают и нашу территорию в ее естественном равновесии. Потому что часть птиц прилетает из Африки, часть улетает в Индокитай, и наш регион участвует в обменных процессах биосферы планеты Земля. Я много участвую в международных конференциях, и там эти вопросы поднимаются серьёзно, штрафы выставляются нешуточные. Проект, я считаю, не соответствует требованиям Экологического Кодекса РК, он сырой, недоработанный.

Галина Чернова


Ответил генеральный директор ТОО «KMG Systems&Services» Шерхан СУГУРБЕКОВ:

- В целом по СКЭБРу мы хотели, чтобы процесс был максимально открытым. И круглые столы проводили не для галочки, а для того, чтобы были внесены замечания, предложения. Считаю, максимально их учли. Мы тоже здесь живем, это для нас всех общий край. Вопрос касается в основном эксплуатации СВП. Мы как владельцы базы, если будут хоть малейшие изменения, оперативно отреагируем. Если государство скажет, что нельзя эти суда эксплуатировать, то этого и не будет. 

Арман ХАЙРУЛЛИН, житель Атырау:

- Вы попробуйте по дельте Урала выехать в сторону моря на простой моторной лодке – тут же птицы улетают подальше. И ситуация только ухудшится с прибытием СВП. Вы представьте, что лежите на глубине одного метра или еще меньше, и над вами проходит громадина, нагнетается огромное давление, в воде появляются вихри – что будет с рыбой? Это как утюг прошелся. Я против того, чтобы строительство терминала велось на территории СКЭБР, поскольку изначально там была другая цель – реагирование на потенциальные разливы. А вы сейчас хотите сделать базу активной. Предлагаю рассмотреть строительство терминала в другом месте. 

Пенсионер Кали АУБЕКЕРОВ:

- Почему здесь нет представителей власти, как минимум замакима области, почему нет представителей природоохранной прокуратуры? Толкаете тут нам свои «изыскания». Нам Каспий жалко. Каспий погибает. Я против строительства терминала. Вон с Урала!

- На сегодняшние слушания приглашались все госорганы, список вы можете посмотреть на сайте и в протоколе. Максимальная открытость соблюдена, - ответил Сугурбеков.



МНЕНИЕ ЭКОЛОГОВ

Под занавес слушаний председательствующая Шынар ИЗТЕЛЕУОВА попыталась смягчить накалённую атмосферу:

- Уважаемые друзья, вы прекрасно знаете, что на слушаниях не принимаются решения, они проводятся для того, чтобы услышать мнение общественности. И оно здесь прозвучало. Мнение экспертов тоже имеет право быть, и оно тоже услышано. Давайте уважать друг друга.

После чего зачитала документ, переданный ей находившимися в зале представителями областного департамента экологии: «В проекте ОВОС не учтены требования экологического законодательства РК, в частности, не учтён период запрета на эксплуатацию судов с 1 апреля по 15 июля. Кроме того, там учитываются только экономические показатели и не учитывается экологическое воздействие. На неоднократных слушаниях и круглых столах было выражено отрицательное мнение общественности и местного населения к этому проекту. Департамент экологии поддерживает общественность и считает невозможной его реализацию». Шквал аплодисментов, и на этом слушания закончились.



Нургуль ХАЙРУЛЛИНА

Фото и видео: Нурбейбит НУГМАНОВ

2 апреля 2018, 18:07

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz