Атырау, 9 декабря 03:07
 ясноВ Атырау -1
$ 508.30
€ 592.17
₽ 6.63

Мошенник или газовик?

14 183 просмотра


Количество фирм, обслуживающих (да и просто крутящихся вокруг) поставщика природного газа в Атырауской области, сбивает с толку. Кому и что мы действительно обязаны, чтобы безопасно пользоваться газом - выясняла корреспондент «Ак Жайыка». Во избежание путаницы нужно сразу запомнить, что одни фирмы могут заниматься только вашими дымоходами, а другие - техобслуживанием более сложного оборудования и сбором денег за газ.

КТО СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ

На минувшей неделе офис «АЖ» навестил человек, назвавшийся сотрудником ТОО «АймакГаз-Инвест». Предъявил синюю книжечку, предложил заключить договор на проверку дымоходов и вентиляционных каналов. Причем договор с их стороны почему-то был оформлен не на ТОО, а на физическое лицо. Нашего директора не оказалось на месте, и визитера попросили прийти в другое время. Но он потребовал выплатить насчитанную им по количеству дымоходов в офисном здании сумму сразу, а на подписание договора и получение счета-фактуры приехать позже к нему в офис. В общем, сделка не состоялась, но осталось смутное подозрение, что это мог быть очередной мошенник, которых вокруг газоконтрольных-газонадзорных дел в последние годы развелось довольно много.

Действующие законы освободили поставщика газа от необходимости самому контролировать состояние труб и газового оборудования потребителя. «КазТрансГаз Аймак» (КТГА) теперь только продает голубое топливо, а деньги с потребителя собирает нанятая специально для этого организация. Техническое обслуживание труб, котлов отопления и газовых плит производит тоже сторонняя организация за деньги потребителя. И даже за дымоходами от печей приглядывают другие - опять же за наш с вами счет. Поэтому не мудрено запутаться и отдать деньги не в те руки. К примеру, несколько лет назад ко мне домой пришла бригада парней в спецодежде с бейджами РЦКУ (Расчетный центр коммунальных услуг). Подписали договор на техобслуживание, осмотрели всё оборудование, обещали приезжать по первому зову. Вскоре выяснилось, что до базы РЦКУ наш липовый договор не добрался, как и мои 5 тысяч тенге. В РЦКУ предположили, что это были их бывшие сотрудники, сохранившие на руках часть оригинальных договоров, заверенных печатями предприятия.

- В ноябре 2015 года, когда я пришел в компанию, в штате было более 70 слесарей, а компания получала десятки жалоб, в том числе и на мошеннические действия. Мы провели большую чистку, сегодня в штате 35 слесарей, и такая практика сведена к минимуму. Слесарь получает заработную плату только после личной проверки нашими диспетчерами сданных актов и договоров, заключенных с потребителями на техническое обслуживание, - говорит директор ТОО «РЦКУ-Атырау» Асхат ЖУЛАТОВ.  

ПО СЛЕДАМ ВИЗИТЕРА

Как мы выяснили позже, наш посетитель действительно был сотрудником компании «АймакГаз-Инвест».

- Он утверждал, что мы должны заключить с вами договор и делать ежегодные выплаты по числу дымоходов по 4 тысячи за каждый. Взамен обещал акт об их исправности.

- Он ошибся. У каждого абонента, который пользуется природным газом, должен быть на руках Акт осмотра дымохода и вентиляционного канала. Но никто не обязан заключать договор именно с нами. Услуга предоставляется конкурентной средой, и абонент вправе выбрать любую компанию, - сказал директор ТОО «АймакГаз-Инвест» Кобланды РИЗУАНОВ.

- Полагаю, ваш сотрудник должен был не настаивать на немедленной оплате, а сделать предложение и дать над ним подумать?

- Когда наш сотрудник приходит на объект, он должен представиться, показать свои рабочие документы, с разрешения и в сопровождении представителей этого объекта осмотреть отопительные приборы и затем предложить наши услуги и показать текст договора. При необходимости предоставить текст в электронном варианте или на бумаге. Оставить для ознакомления и назначить время подписания, если абонент согласен на наши условия. Лишь после подписания договора предоставляются счет на оплату, счет-фактура и акты выполненных работ и обследования дымоходов. Такой осмотр производится раз в год на договорной основе. Но хочу обратить внимание, что наличие таких актов обязательно, РЦКУ заключает договор ВДГО (внутридомового газового обслуживания) на их основании. 

НУЖНА ИНСПЕКЦИЯ?

РЦКУ это компания, оказывающая аутсорсинговые услуги монополисту КТГА, а именно техобслуживание и биллинг – сбор платежей за поставленный газ.

- «КазТрансГаз Аймак» полностью отказался от деятельности по техническому обслуживанию газового оборудования. Наша компания укомплектовала штат, получила необходимые разрешения и производит техобслуживание внутридомового газового оборудования, - говорит Жулатов.

- С вами потребитель обязан заключать договор на техобслуживание, или тоже может выбирать?

- Конечно, он вправе выбрать, это рынок. Я не уверен абсолютно, но по моим данным сейчас фирм, оказывающих такие услуги, в регионе две – мы («РЦКУ-Атырау») и «Атыраугазинвест».

- А если я считаю, что состояние моего котла, газовой плиты и моего дымохода - это мое личное дело, и ни с кем я заключать договоры и платить лишние деньги не хочу? Положа руку на сердце, я так и считаю - безопасность потребителя газа теперь исключительно его собственная зона ответственности. 

- Вся ответственность за несчастные случаи по закону возложена на собственника жилья. На сегодня нет ни одного случая, когда проверяющих привлекли бы к ответственности, хотя есть их подписи и согласования. Я считаю, это потому что в нашей области нет газотехнической инспекции, которая бы занималась координацией деятельности всех причастных к данной услуге организаций, рассматривала бы жалобы - на поставщика газа, на обслуживающие компании, в том числе на РЦКУ. Мне, как руководителю РЦКУ, не хватает обратной связи для улучшения нашей работы. Такая инспекция могла бы выполнять, проще говоря, контрольные функции. Рекомендация местным исполнительным органам создать такую инспекцию в регионах исходила от министра внутренних дел Калмуханбета КАСЫМОВА на январском 2017 года заседании правительства. Но, насколько мне известно, таковая создана пока только в Костанайской области. Между тем проблем и реальных угроз в этой сфере накопилось много. Настоящая мина замедленного действия - наши многоэтажки. На сегодня уже более 25 лет внутридомовые инженерные газовые сети и стояки ни в чьем ведении вообще. КСК отстранились и кивают на КТГА, поставщик в свою очередь ссылается на кондоминиум как на уполномоченный орган. Доходит до аварийных ситуаций, когда никто не хочет брать ответственность на себя, а страдают потребители.

Что касается нежелания абонентов заключать договоры с нами. Согласно статье 19 «Закона о газе и газоснабжении» каждый абонент должен иметь договор на техобслуживание внутридомового газового оборудования. Он подразумевает осмотр, инструктаж, проведение техобслуживания. Проверка вентиляционных каналов и дымоходов на пожарную безопасность - в той же статье. В ином случае запрещается эксплуатация газопотребляющих систем и газового оборудования коммунально-бытовыми и бытовыми потребителями.

- Правда, что без актов осмотра дымоходов вы не окажете потребителю техническое обслуживание?

- Не совсем так. При заключении договора на техобслуживание  мы уведомляем абонента о необходимости заключить договор так же по контролю над дымоходом, то есть с нашей стороны это рекомендательное, а не обязательное требование. 

…Таким образом, доверять или нет безопасность своего дымохода той или иной компании зависит только от потребителя. И пусть вас не вводят в заблуждение их названия: «АймакГазКурылыс», «БатысГазАймак», «АймакГазСервис», «АймакГаз-Инвест»... Ни одна из этих фирм не является подразделением поставщика голубого топлива - «КазТрансГаз Аймака», и наличие общих фонем не предполагает нашей обязанности получать именно их услуги. Только качество и цена.

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

27 марта 2018, 10:30

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.