Изначально корреспонденты «АЖ» планировали провести с сотрудниками Атырауской городской станции скорой медицинской помощи всего пару часов - воскресный день все-таки. Но в нескончаемой череде вызовов не заметили, как «заработались» рядом с медиками до глубокой ночи...
ПО НОВОМУ РЕГЛАМЕНТУ
С недавнего времени «скорая» перешла на новый регламент. Раньше вызовы делились на 6 категорий по 360 поводам, теперь – на 4 по 58. 1-я категория – это когда реальна угроза летального исхода (к примеру, потеря сознания, остановка дыхания, прекращение сердечной деятельности, множественные ранения с кровотечением). Бригада должна прибыть в течение 10 минут. 2-я – нарушение ритма сердца, температура выше 38 градусов у детей до 3 лет, подозрение на острый коронарный синдром и др., бригада должна подъехать за 15 минут. 3-я – сильные боли в животе, высокая не спадающая температура, угроза прерывания беременности и др., зачётное время – 30 минут. 4-я - ухудшение состояния пациента, вызванное острым заболеванием или обострением хронического, при отсутствии непосредственной угрозы жизни. Такие вызовы обслуживаются в течение часа мобильными группами, созданными при поликлиниках. Они тоже работают без выходных и круглосуточно.
РОЖАЕМ НА ХОДУ
Помимо городской станции в Атырау есть ещё три подстанции: на базе областной больницы, при городской поликлинике и в мкр. Бирлик (бывшая Новостройка). Ежедневно на линию выходит 30 бригад, оснащенных всем необходимым оборудованием, в том числе аппаратом для определения в крови пациента сердечного тропонина - с ним можно в кратчайшее время диагностировать инфаркт.
Главврач станции скорой помощи Гульнафис ТАНБАЕВА показала учебный кабинет, оборудованный симуляционными манекенами. Здесь оттачивают свое умение молодые фельдшеры. И успешно.
- Сегодня утром, к примеру, везли беременную женщину из Еркинкалы в роддом, но роды пришлось принимать прямо в пути, и ребята справились на «отлично», – говорит Танбаева. - Кстати, в прошлом году по области было около 100 домашних родов, половина из них в Атырау. В 7 случаях женщины родили до приезда медиков, а в остальных - наши помогли либо на дому, либо уже в машине.
ПОСТОЯННЫЕ КЛИЕНТЫ
В диспетчерском отделе станции телефоны не умолкали ни на минуту. 30 января здесь был зафиксирован пик – около 60 вызовов в час, но в последние дни идёт некоторый спад – до 700 в сутки. Все вызовы записываются в автоматическом режиме и сохраняются на жестком диске.
Очередной звонок - диспетчер Жанна РАХМЕТОВА уточняет возраст пациента, записывает адрес, определяет категорию обращения и отправляет вызов на пульт старшего диспетчера. На это уходят считанные секунды. Старший диспетчер Насип БИСЕНБАЕВА находит на мониторе по карте города ближайшую к названому адресу свободную карету и передаёт туда сигнал. В это время диспетчер задает позвонившему уточняющие вопросы.
- Бывают случаи, когда надо направить специализированную бригаду, а в некоторых случаях достаточно фельдшеров. Иногда приходится расспрашивать, на что ориентироваться водителю в поиске адреса, - говорит Жанна. - Сейчас я приняла вызов от мужчины 94-го года рождения – ему стало плохо в результате конфликта в ресторане. Бригада уже едет.
- Это же наш постоянный клиент! – воскликнула старший диспетчер, рассмотрев имя пациента в карте вызова.
- В смысле - постоянный?
- Парень - выпускник детского дома. Нередко у него случаются конфликтные ситуации в общественных местах, он звонит в скорую, говорит, что ему очень плохо. Мы отправляем бригаду.
- И что потом?
- Ничего, всегда с ним всё в порядке. Наверное, просто играет на публику. Но не выслать бригаду мы не имеем права.
ПАРЕНЬ В ШОКЕ, ЖЕНЩИНА БЕЗ СОЗНАНИЯ
Один из новых вызовов: женщина, 50 лет, задыхается. Едем с бригадой. Канат ТОКЕЕВ – фельдшер первой категории, в «скорой» уже 15 лет. Его напарница – Самал ЖАКСЫЛЫКОВА, выпускница медколледжа, в неотложке 3 месяца.
- Число вызовов начинает расти, как правило, после шести вечера. Когда люди возвращаются домой с работы, из гостей, дети – из школ и садиков. Кому-то становится плохо, выясняется, что ребенок травмирован или еще что-то, поликлиники уже не работают - поэтому звонят в 103, - рассказывает Канат. - В последний месяц много обращений по ОРВИ.
- Что запомнилось из предыдущего дежурства?
- Анафилактический шок у 25-летнего парня. Затемпературил, к врачам не обращался, решил лечиться сам. Друг купил ему в аптеке антибиотики, самостоятельно сделали укол. После этого у больного начались судороги и другие признаки анафилактического шока. После оказания помощи отказался от госпитализации.
А одной женщине стало плохо на рабочем месте, потеряла сознание. Оказалось, что решила самостоятельно избавиться от беременности и принимала какой-то «левый» препарат. В итоге госпитализирована и направлена на экстренную чистку организма.
Тем временем мы добрались до пациентки. Она рассказала, что уже 10 дней лечит простуду, но состояние не улучшается:
- Вызывала участкового врача, получила назначения. Всё исправно принимала. Высокой температуры нет, но очень тяжело дышать. В пятницу кое-как добралась до поликлиники. Сдала анализы, сделала рентген, выявили пневмонию - и отправили домой. А теперь мне вот совсем плохо.
Медики предлагают госпитализацию, женщина безоговорочно соглашается.
- Ошибка участкового. С таким диагнозом и в таком состоянии надо направлять на госпитализацию. Их мобильная бригада могла бы сразу отвезти пациентку в больницу, - комментирует Канат.
Без промедления поехали в областную больницу и проводили женщину в приемный покой.
ВЕЩИ У МАМЫ ГОТОВЫ
Заполнив карту вызова, Канат связывается со старшим диспетчером и получает новый вызов: плохо беременной женщине. По дороге оказываемся в пробке на улице Владимирского, включаем сирену, однако водители не спешат нас пропускать. Ничего не остается, как проехать напряженный участок по встречной полосе.
Пациентка пожаловалась на сильный токсикоз:
- Даже от запаха еды сразу рвёт.
От госпитализации она отказалась. Медики сделали противорвотный укол, дали рекомендации. Женщина обещала посетить участкового врача на следующий день.
И тут же новый вызов: мужчина, 35 лет, почувствовал себя плохо. За этим «плохо» может быть и инсульт, и инфаркт. Медики захватили с собой кардиограф, но не понадобился. Мужчина пожаловался на кашель, температуру, озноб и слабость. Измерили - давление в норме, температура 37,5.
Канат, осмотрев горло пациента, предположил, что причиной может быть фарингит. Сделали жаропонижающий укол и поехали дальше.
- Если бы он уточнил для диспетчера, что у него высокая температура, к нему бы приехала мобильная бригада из поликлиники. И вообще у нас много вызовов, скажем так, не очень обоснованных, - говорит Канат.
Следующий вызов: одышка у 7-месячного ребёнка. Педиатрическая бригада занята, поэтому вызов передают нашей линейной бригаде. На месте выясняется, что малышке уже поставлен диагноз – острый трахеобронхит и отит.
- Мы вчера уже вызывали скорую, нам рекомендовали госпитализацию. Родственник отвез в инфекционную больницу, но нас там не приняли. Сначала сказали, что мест нет, а потом - что для ребёнка не лучший вариант находиться в палате с инфекционными больными. Я не стала скандалить. Нам выписали антибиотики и жаропонижающее и рекомендовали лечиться дома. А сегодня ребенку стало хуже, - говорит мама.
Осмотрев маленькую пациентку, медики предлагают госпитализацию. Вещи у мамы уже готовы, поэтому мы без промедления везем их в больницу.
ЛЕЧЕНИЕ СЛОВОМ
А потом для «нашей бригады» началась вереница вызовов в микрорайон Атырау. Здесь большая путаница с номерами домов, не на всех улицах таблички с названием, и найти нужный адрес иногда было очень нелегко. В один из вызовов нас встретили в доме взбудораженные родственники, а на полу билась в истерике молодая женщина. Её золовка говорит, что с ней это случилось после бурной ссоры с мужем. Канат быстро привел пациентку в чувство твёрдым словом и доброй понюшкой нашатырного спирта. Давление в норме. С сердцем тоже полный порядок. Сделали успокоительный укол.
- Спокойно проспит до утра, проснется как огурчик, - пошутил Канат уже в машине. - Вы же сами всё видели, она сразу успокоилась с нашим появлением. Это больше игра с целью привлечь к себе внимание. За дежурство у нас таких 10-15 случаев бывает.
Наш разговор прервал голос старшего диспетчера:
- Вторая, у вас перерыв.
После нескольких часов поездок у бригады есть немного времени, чтобы перекусить, выпить горячего чая. Если только не будет вызова первой-второй категории...
Тамара СУХОМЛИНОВА
Фото и видео: Нурбейбит НУГМАНОВ