
Сейчас в Атырау осталось менее 30 ветеранов Великой Отечественной войны. Один из них - Николай Григорьевич ПАНОВ. В последнее время он нечасто снимает со стула свой пиджак с орденами и медалями: здоровье пошаливает, память изменяет – и не удивительно, ведь ему уже 93 года. Но к приходу корреспондента нарядился в этот костюм с удовольствием.
КУРИНАЯ СЛЕПОТА
Сразу, едва я вошла в его светёлку, он по-военному четко стал излагать, когда родился, где воевал, куда ранен был…
- Постой-ка, дедуля… Расскажи - как боялся? Как шёл в атаку? Как дружил, любил кого-то....
Дед Коля умолк. Вспоминал, уперев взгляд своих поблёкших голубых глаз в пол, теребя плед на кровати, словно перебирая листки своей книги жизни.
- Как же дружить на войне, дочка? – очнулся от тяжелых дум дед. - Ты только подружился, свыкся, и вот он, твой новый друг с пробитой головой в траншее умирает. Больно это – дружить на войне. Да, был друг, хороший парень, тёзка. Около восьми месяцев он шёл за мной, словно на привязи, держась за шинель.
Старый солдат, вспоминая и путаясь, рассказал, что осенью 1943 года они шли в сторону города Орел, по ходу освобождая мелкие деревеньки от немецких захватчиков. Голодные, холодные.
- А этот парень мне как-то говорит, мол, ослеп я, помоги. Да слепота его какая-то чудная была: днём видит, ночью – нет. Среди солдат называлась она куриной. От недостатка витаминов, от волнений, да мало ли причин?
Ночь. Наступление. Стрельба. Бегут солдаты в атаку! Урааааа! А он, крепко вцепившись в друга, тоже кричит и тоже, спотыкаясь и падая, бежит. Слепой…
- И мешает он мне, но не бросишь его, пропадёт. Как только я его не уговаривал обратиться в санбат. А он только глаза пучит: боится, что не поверят, решат, что воевать не хочет и расстреляют. Вот так долгие месяцы я был ему поводырём. Сдружились, как братья родные, но… Убило его.
Фронтовик еще сильнее ссутулился и бесконечно, тяжело вздохнул.
ПЕРВЫЙ НЕМЕЦ
Глаза его вдруг ожили, вспомнил вдруг, как встретил на фронте земляка.
- Попался знакомец – с довоенной ещё поры. Наши отряды проходили мимо друг друга. И тут я увидел его лицо. Знакомое, родное, я знал, что он из Гурьева. Мы как глазами встретились, так и побежали из строя навстречу друг другу. Обнялись. Стояли, как влюбленные, пока нас командиры не окликнули. Вернулись каждый в свой строй. И словом обмолвиться не успели.

- А как вы на фронт попали, дедуля?
- Еще в 17 лет. Мои старшие братья уже воевали, и я хотел. Но имел броню после окончания железнодорожного училища. Пришёл в военкомат и уговаривал послать меня воевать на бронепоезд, но тамошнее руководство решило - в пехоту. Таким я, без обучения воинским навыкам, но с великим желанием, попал в первый свой бой.
Солдаты еще не успели дойти до своего первого пункта назначения, как попали под артиллерийский обстрел, почти все разбежались врассыпную. Все бойцы - такие же, как Николай, молодые, необстрелянные. Многие оружие увидели в первый раз. Командир на просьбы солдат объяснить, как стрелять, как окопы рыть, как в них обустраиваться - сказал: «Жить захотите - сами научитесь!».
И вправду, ребята разобрались.
- А помните своего первого немца?
- Помню, дочка. Еще в поезде нам сказали, что немцы все светловолосые и светлоглазые. Я как сам первый раз увидел, так и0 удостоверился – точно. В рукопашном бою мы с ним схлестнулись: я низкорослый, но крепкий. Он высокий, но худой. Победил я: придушил. Война есть война.
ВСТРЕЧА В ОГОРОДЕ
А был случай, когда его немец мог убить, но не убил.
…Деревня под Орлом была практически освобождена: остался один дом на окраине, оттуда и велся огонь по нашим. Чтобы подобраться поближе, пришлось ползти по убранному картофельному полю. Мелкий дождь, холодно, грязь. Взяли бойцы тот дом в конце концов, немцев половину убили, другие разбежались.
- Я в дом вошел, думал, может после них осталось поесть что-нибудь, полевая кухня не прибывала уже третий день. А тут голос с печки: «Сынок, там, в углу в сенях бульба лежит. Ты ее приготовь, сам поешь и меня накорми, давно я не ела». Глянул: бабка старая на печке лежит, худющая, синющая.
Бульбы, картошки то есть, так там ее называют, он не нашел, решил огурцов на грядке посмотреть. И тут среди листвы натыкается Коля на взгляд. И - дуло пистолета. Офицер немецкий затаился.
- А у меня и патронов-то не осталось… «Не дури, фриц, хенде хох и выходи» - сказал я ему. Может, он меня и застрелил бы, но подумал, что на выстрел сбегутся наши и его убьют. Бросил пистолет и поднял руки.
Или глупый я, или смелый, но не боялся я смерти. Даже когда следовало бы. Наоборот – рвался в бой. Даже сейчас новости гляжу, если бы не возраст, отправился бы воевать. Вот как сейчас помню, лежу я с гранатой, под Брянском. А офицер наш раненый. И я решаю взять командование на себя… А тут танки! А нас всего семеро осталось!..
ТАКАЯ ЛЮБОВЬ

- Ну, а что же любовь, дед Коль? Вы не рассказали.
- Тьфу на тебя, забыл, что хотел сказать… - беззлобно рассмеялся старый солдат. - Любовь – это уже после войны.
Помню, соседка, дородная такая молодая девка, всё меня на вечеринку звала, на танцы. Я только с фронта вернулся. Мать не дождалась меня несколько дней, умерла. Нога после ранения, едва хожу. Какие тут танцы?
Уж не знаю, как она меня затащила в гости в дом на улице Фетисова. Одни девчонки вокруг, молодые, смешливые. Так вот, игру там кто-то придумал, в записочки: каждый должен был достать из шляпы предсказание. В моей записке было: «В этой игре ты найдешь свою жену».
Там, в уголочке стояла, прижавшись к стенке, девушка по имени Оля. Тоже вернулась недавно с фронта. Скромная, тихая, красивая. В перекрашенной в синий цвет военной форме. А я кто? Инвалид. Хромой, нашпигованной осколками. Но знаешь, в тот вечер я проводил её пешком до дома на другой конец города… Трое сыновей и дочку родили. Вот тебе и любовь.
Справка «АЖ»:
«Куриная слепота», или гемералопия (от греч. hemera – день, alaos –слепой, ослепляющий, ops – глаз) – резкое ухудшение зрения в условиях недостаточной освещенности (в сумерках, ночью, при переходе из ярко освещенного помещения в темное, при искусственном затемнении). Наблюдается соответствующее ухудшение пространственной ориентации, может быть также сужение полей зрения. Обусловлена недостаточным поступлением в организм витамина А или нарушением его обмена. Причиной может быть нарушение общего питания при голодании, болезни печени, малярия, неврастения и пр. В большинстве случаев «куриная слепота» носит временный характер.
Анастасия ШЕРСТЯНКИНА
Фото автора и из личного архива Н.Панова
В Атырау +3