Атырау, 27 апреля 03:17
 ясноВ Атырау +24
$ 443.35
€ 475.54
₽ 4.82

«Руханият» закроет Кашаган

5 914 просмотров
«Руханият»  закроет КашаганПобывавший в нашем регионе лидер перекрашенной в зеленый цвет партии «Руханият» Серикжан МАМБЕТАЛИН охотно поделился с нами своими планами. Если верить г-ну Мамбеталину, то недалек тот день, когда исчезнет серная гора и… закроется проект Кашаган. К сожалению, в интервью он особо не вдавался в конкретику, но приятно было вместе помечтать. 41-летний амбициозный политик считает себя новоявленным батыром, который уже пожертвовал ради родины своим местом под солнцем в Англии. По профессии врач-хирург, выпускник КИМЭПа, Серикжан Мамбеталин работал в торговом представительстве Казахстана во Франции, во Всемирном банке, был заместителем председателя Казпочты. В последние годы вел успешный бизнес в Англии, работая там в нефтяной промышленности.

ВЫ УВИДИТЕ НАС В ПАРЛАМЕНТЕ

– Партия зеленых «Руханият» – это очередной клон провластной партии? Почему решили новую партию создать на основе «Руханията», который занимался непонятно чем: то ли проблемами оралманов, то ли духовным возрождением?
– Идея создания зеленой партии зародилась уже давно. В Казахстане зарегистрировать новую партию не так просто, необходимо собрать 50 тысяч подписей и т. д. На свою регистрацию, например, партия «Алга» затратила 3 года. Были мысли о совместном проекте с Мэлсом ЕЛЕУСИЗОВЫМ, но не получилось. Обратился к бывшему лидеру партии «Руханият» Алтыншаш ЖАГАНОВОЙ, мол, у меня есть идея, у вас партия, давайте объединимся. И она тотчас дала свое согласие. Планы создания партии зеленых у меня появились, когда я стал интересоваться политикой в Англии. В 2008 году мне довелось в составе английской делегации участвовать в съезде европейских зеленых в Брюсселе. Я тогда в своем выступлении сказал, что европейские зеленые не должны заниматься только Европой, так как большинство экопроблем здесь уже нашли свое решение. Европейские зеленые должны контролировать работу западных, европейских компаний в развивающихся странах. В консорциуме на Каспии работают голландские, французские, итальянские компании. Я уверен, что по нашей просьбе коллеги-зеленые этих стран будут наблюдать за деятельностью Еni, Shell.
– В одном из интервью Вы объявили о планах пробиться в парламент. Вы не стали скрывать, что при создании новой партии посоветовались с главой МИД РК Маратом ТАЖИНЫМ и помощником президента Кайратом САРЫБАЕМ.
– Я не советовался, а просто поставил в известность Марата Тажина и предложил, что раз Казахстан будет председательствовать в ОБСЕ, то неплохо было бы создать партию зеленых. С Кайратом Сарыбаем имел беседу, потому что давно знаю его. А создание в стране зеленой партии – показатель демократизации казахстанского общества. Надо сначала экологическое законодательство Казахстана довести до международного уровня и только потом заводить европейскую компанию. Они у себя бурят по одним стандартам, а здесь работают по другим. Поэтому заявляем, что наша цель – завоевать места в парламенте.
Наша партия не на один день, не на одни выборы. Может быть, завтра «Нур Отана» не будет, а зеленая партия останется. Мы планируем создать в Европе общественный комитет по проблемам Каспийского моря, интернет-порталы для жителей Казахстана и зарубежных стран. Пусть они увидят и услышат, как погибают тюлени, птицы, исчезает красная рыба. Есть намерение совместно с Би-Би-Си снять большой документальный фильм об экологической обстановке на Каспии, о жизни простых рыбаков. Я уверен, что атырауские НПО, такие как «Каспий табигаты» и «Глобус», войдут в зеленую партию.
В октябре я поеду в Таллинн, где будет проходить очередная конференция европейских партий зеленых. Там и подадим прошение о принятии казахстанской зеленой партии в их круг. После этого делегация европейской партии зеленых посетит Казахстан, в следующем году на съезде мы получим статус наблюдателя на 2 года, а потом и функции полноправного члена общеевропейской зеленой партии. Через депутатов европарламента мы будем продвигать экологические вопросы, и нам уже будет легче разговаривать с западными компаниями.
Ни у одной политической партии в нашей стране не было столь мощной поддержки.
КАШАГАН ЗАКРЫТЬ, СЕРУ ВЫВЕЗТИ ЗА ПОЛГОДА

– Кстати, о Кашаганском проекте и о тенгизской сере. В прошлом месяце Вы громко заявили: для того чтобы закрыть Кашаган, у нас есть три года, мы заставим ТШО убрать горы серы в самые короткие сроки. Это так просто? Ведь Вы прекрасно знаете, что судьба этих гигантских проектов была предрешена еще в прошлом веке.
– В беседе с заместителем менеджера ТШО по связям с общественностью г-жой Линдси КРЕЙН я открыто сказал, что мы будем настаивать на том, чтобы компания убрала серу в течение года, максимум двух лет. То, что такая компания с мировым именем как Шеврон до сих пор не может решить проблему с 6-7 млн тонн серы, это просто абсурд. Если компания хочет хранить серу, пусть перенесет ее в ангары. Мне наплевать, что они затратят на это 10 или 200 миллионов. Мне здоровье атырауских жителей важнее. Как говорит г-жа Крейн, «мы не можем ее продать, у нас нет возможности вывезти серу». Как нет? Они сырую нефть, сжиженный газ вывозят, а для серы, видите ли, нет возможностей. Дело в том, что все пути вывоза забиты нефтепродуктами. Приостановите вывоз сырой нефти и газа. Вывозите сначала полгода серу. Просто этого от них никто не требует.
– Общественность требует, власти штрафуют…
– Если постоянно ставить этот вопрос перед компанией, а не только на общественных слушаниях, можно избавиться от серы. Я задал вопрос г-же Крейн, почему бы эту серу для строительства дорог не использовать? «С такими предложениями вы должны выйти в ваше правительство. Мы не можем за вас делать вашу работу», – ответила она. Г-жа Крейн права, почему у иностранных компаний должна болеть голова? Это мы должны думать о сере.
А по поводу закрытия кашаганского проекта – есть три года до начала его эксплуатации. Если все эти годы мы будем молчать, не поднимем народ, нам просто скажут: «Ребята, мы начали уже добывать, где вы были раньше?» Стоимость выкачанной нефти в десятки раз меньше тех богатств, которые таит в себе море. Только на одной икре Казахстан мог бы зарабатывать от 1 до 5 млрд долларов в год. Какая нефть может сравниться с этим? Казахстан добывал 15 тысяч тонн рыбы: осетра, севрюги, белуги. Вы когда последний раз ели свежую севрюгу? Вы должны каждый день ее есть, так и напишите.
МИНСЕЛЬХОЗ ПЕРЕИМЕНОВАТЬ

– Вы сказали, что занимаетесь проблемами оралманов. Многие казахи из Китая хотят вернуться на родину, но перед ними встает проблема языка и трудоустройства. Что делает зеленая партия в этом направлении?
– Надо сначала оралманов обеспечить работой. Для этого надо узнать, чем они занимались там, где жили. Например, оралманы из Турции говорят: “Мы турков научили работать с кожей и хотим своих соотечественников научить этому древнему ремеслу”.
Что надо делать? Нужно принять программу возрождения аула и развития животноводства. Если всех оралманов собрать вместе, то численность казахов в стране можно поднять до 13 млн человек. Это мы можем сделать уже в ближайшие 2-3 года.
Мы привыкли думать по-русски. Когда мы думаем на чужом языке, мы сами себя сбиваем с толку. Например, я просмотрел нашумевший фильм «Келин». Ничего из ряда вон выходящего нет. Но режиссер назвал его неправильно, надо было назвать фильм по-другому. Ведь келин у казахов – самое святое, хранительница очага, продолжающая род. Поэтому предлагаю Министерство сельского хозяйства переименовать в Министерство по делам аула.
Я бы на месте президента сказал: все, кто занимает политические должности, обязаны владеть казахским языком в совершенстве. Владея несколькими языками в совершенстве, я могу жить спокойно в любой стране. Но когда знаешь, что надо что-то сделать, изменить в своей стране, встает вопрос: кто, если не я? Если никто из современных казахов не стал батыром, пусть это буду я.
ВОРОВ ПОСАДИТЬ В ТЮРЬМУ

– Ну, а как Вы собираетесь бороться с коррупцией?
– В последнее время стало модно быть коррупционером, коррупционер – это круто. А фактически коррупционер это вор, он ворует из наших карманов. Это предательство национальных интересов. Поэтому нет коррупционеров, а есть воры, которые воруют по-крупному, и есть мошенники, которые довольствуются мелочью. Надо их называть ворами, а воры должны сидеть в тюрьме.
Беседовала
Сания ТОЙКЕН
Фото автора

19 августа 2010, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz