В поселке Доссор Макатского района Атырауской области очень актуальна жилищная проблема. Очередь на получение квартир не только не уменьшается - наоборот, с каждым годом растёт.
Корреспондент «АЖ» по просьбе жителей объехала некоторые аварийные дома в поселке. Дома №21 и 22 по улице Кудабаева (каждый по 8 квартир) - совсем ветхие. Построенные 50 лет назад, они никогда не видели ремонта. С обеих сторон дома №22 образовались огромные трещины. «Удобства» - во дворе.
- Я поселилась здесь в 1977 году, мне тогда было 20 лет. Сейчас я на пенсии, со мной живут сын со снохой, внуки. Дом сильно обветшал, через трещины в стенах видна улица. Боимся, что в какой-то момент дом просто развалится, - говорит Салима АМАНТАЕВА. - В 2011 году его официально признали аварийным, но что толку?
Живущий на первом этаже Ермек НУРАСИЛОВ:
- Я инвалид с детства, после смерти матери живу один. Просил помощи в областном акимате - мне сказали «пусть младшая сестра поможет построить дом». У неё пятеро детей, сама не работает, как она построит мне дом?
Недавно в поселке был сдан новый 60-квартирный дом. Перед выдачей квартир «аварийных» жителей обнадежили, что им дадут там жильё. Но не дали.
Молодые учительницы сёстры Гаухар САРКИТОВА и Айсулу МАСКАРОВА подписали договор о выделении служебной квартиры в новом доме, однако позже в акимате заявили, что договор потерял свою силу, потому что у них есть дом, оставшийся от родителей.
- У девушек нет родителей, круглые сироты. Их трое. Одну девушку выдали замуж. Я взяла их на опекунство, а ведь у меня и свои дети, сделала всё, что могла, вырастила, воспитала, - говорит Марал САРКИТОВА. - Мы все живем в доме площадью 29 квадратов. После операции на сердце муж получил инвалидность. Дети выросли, им нужны отдельные комнаты. А в доме, оставшемся от родителей этих девушек, жить невозможно. Дом признан аварийным, есть документ. А в акимате твердят, что у них есть дом. Но это невозможно назвать домом.
Действительно, так невозможно называть эту лачугу – настолько ужасающая картина.
Жилье Аксерика ЖЕКЕНОВА, построенное в 1953 году, тоже находится в аварийном состоянии. Фундамент отсутствует, строение держат только сваи. С потолка течет, он прогнил, может рухнуть в любой момент. У них трое маленьких детей. Аксерик - охранник, получает 45 тысяч тенге, супруга работает в детском саду, зарплата мизерная.
- Нам некуда идти, нет финансовой возможности снимать квартиру. Боимся, что однажды останемся под завалами, - говорят Жекеновы.
Большинство таких ветхих домов стали непригодными для проживания после сильных ливней в 2005 году.
- С тех пор мы снимали жилье на пособие ребенка. Дом оформлен на имя свекрови. В том же 2005 году, когда он фактически разрушился, ей оказали денежную помощь и поставили в жилищную очередь. Сегодня ее нет в живых. В акимате мне сказали, что я могу встать в очередь вместо нее, но для этого дом должны признать аварийным. Я одолжила деньги, оформила экспертизу. Однако фамилии свекрови в очереди не нашла. Теперь я в этой очереди под номером 78, и она совсем не двигается. Дальше снимать жилье мы не можем, переехали обратно в свой старый дом, кое-что отремонтировали, пока могли себе позволить. В доме холодно, влажно, что будем делать, если дети заболеют? - говорит Нуржамал ГУМАРОВА.
В районном акимате нам ответили следующее: «По району в очереди на получение жилья стоят 809 человек, из них 401 – социально уязвимые слои населения, 267 – бюджетные работники, 118 – те, чьё единственное жилье признано аварийным, 23 – сироты. Жилье выдается по очереди. Саркитовой жилье не выдано по причине того, что ее очередь ещё не подошла».
Ляззат КАРАЖАНОВА
Фото и видео автора
В Атырау -1 









