
Один атырауский чиновник заказал скульптору как-то окультурить его особняк. На следующий день ваятель приступил к работе.
- Постойте, а как же проект, эскиз? – возмутился заказчик.
- Я и сам не знаю, что получится, - ответил работник, размазывая жидкую массу по стене. - Как сделаю, так и покажу.
- Но это же мой дом. А вдруг мне не понравится?
- Главное, что мне должно понравиться, - ответил наглец.
…И ВЕСЕЛЫЙ ПОПУГАЙ
Этот же бесцеремонный художник украсил одно из развлекательных мест Атырау в африканском и морском стилях: крокодилы, бегемоты, носороги, птицы, рыбы, дельфины, павлины… На фоне этих скульптур фотографируются, гуляют с детьми, просто любуются - место популярное и не заметить его сложно. Автора этой сказки зовут Якуб ТУРСУМЕТОВ. Он скульптор из Узбекистана, уже более десяти лет живущий в Атырау.
Творческий человек, достигший в свои почти пятьдесят финансовой независимости, Турсуметов позволяет себе быть эксцентричным, слегка заносчивым.
Как и многие люди искусства, выросшие в период «застоя», когда всё было дефицитом, он умеет сделать «конфетку» из ничего: пластиковые бутылки, песок, цемент, арматура… Кто бы мог подумать, что из такого хлама можно сделать что-то красивое?
О СВОБОДЕ ДЕЙСТВИЙ
- В период моего становления многие начинающие бизнесмены-рестораторы подходили и говорили: «Якуб, денег нет, но сделаешь красиво, а?». А чего бы и не помочь, если человек хороший просит? К тому же даёт полную свободу действий. Я задрапировал серые стены полотном, сотканным из веревки, веточек деревьев и куриных перьев. Получилось оригинально, народ повалил посмотреть на интерьер, а тут и повар с едой постарался, бизнес в итоге пошел в гору.
А насчет свободы действий у скульптора настоящий бзик. Ну как может сочетаться какая-то дурацкая проектно-сметная документация со стихией его мятежной души, ветреными порывами мыслей, валом идей, всполохами сомнений и импровизации? Никак.
Однако были времена, когда Якуб не был столь уверен и смел. Он с неохотой вспоминает, как с дипломом Ташкентского республиканского художественного института имени П. Бенькова красил городские остановки:
- Это так унизительно, ходить с этой тележкой… Но кушать очень хотелось.
ГОРОД - ХАОС
- А что думаете о нашем городе? Предлагали сделать что-то красивое здесь?
- Предлагали. Еще на стадии утверждения проекта ретро-парка в Жилгородке. Когда я взглянул на проект, удивился - насколько всё стандартно, строго, скучно. Я побывал во многих странах и городах, видел там парки. Ретро-парк в Атырау - это типичная воинская часть: дорожки, скамейки, несколько фонтанов и скульптур. Такой город, как Атырау, достоин большего. Мне предлагали привнести своё. Но тут было сложно: как это своё, но при этом не выходящее за рамки обычного? Я отказался.
А что касается Атырау – я не вижу гармонии, согласованности, улицы и дома не играют друг с другом, не перекликаются, разбросаны, воткнуты хаотично. Мало зелени. Спасают его только хорошие люди, которые здесь живут. Может поэтому я сюда всегда возвращаюсь.
ПЕСОК И МЕЧТА
- Мне очень нравится здешний песок. Он чудесной текстуры, красивого желтого оттенка, а как он блестит – это что-то необыкновенное. Я уже примерно представляю, что из него сделать. Только песок и клей, - Якуб прикрыл глаза, его пальцы уже стали ваять что-то в воздухе. – О чём это я? Да! Мне нужно что-то масштабное, чтобы люди увидели и ахнули. Это не может быть вазой, понимаете.
- Что плохого в вазе?
- Скучно целый день сидеть, испачканный глиной, чтобы сделать одну какую-то вазу? Потом поставить её на постамент, чтобы все приходили и глядели на неё? Вы, верно, шутите? – хмыкнул Якуб и тут же мечтательно продолжил. - Моя мечта – большая территория с высоким навесом. Я бы сделал там вечное лето. Поставил бы дубы-колдуны, которые не отличить от настоящих, водопады, ручьи, озера. Тропинки, животные, рыбы, диковинные растения. Восточные, ацтекские, северные мотивы. Настоящую сказку бы сделал. Э-эх… Хотите, я нарисую вам что-нибудь?
Было ощущение, что если он сейчас не выплеснет желание что-то сотворить, то взорвётся на тысячи маленьких Якубиков. Он вытащил из-под моей руки блокнот и точными, плавными движениями набросал за несколько секунд профиль африканской девушки. Потом лошадь. Потом еще и еще.
- Я всё делаю быстро. Не могу сидеть на одном месте и делать что-то малюсенькое, - размашисто подписал рисунок. - Мне нужно место. И чтобы никто не указывал, что и как надо делать. И тогда обязательно получится шедевр.
- Кстати, а как закончилась та история с чиновником и его особняком?
- Он доверился мне и ни разу не пожалел.
Анастасия ШЕРСТЯНКИНА
Фото из личного архива Якуба Турсуметова
В Атырау -4 











