– Сулико Антонович, как начиналась ваша тренерская карьера?
– Родом я из Грузии. Выучился в школе тренеров при физкультурном институте в Тбилиси. Во время учебы выполнил норму мастера спорта СССР по вольной и классической борьбе.
В то время звание мастера спорта Советского Союза давали победителям и серебряным призерам чемпионатов республик, занимающих лидирующее место в первенстве СССР. Грузия тогда была первой в Союзе. А я – вторым в Грузии: по вольной борьбе после Заура Шекреладзе и по классической – после Заура Угрехелидзе. Первым, увы, я так и не стал – накануне решающего выступления порвал боковые связки правого колена и прекратил спортивную карьеру.
В Гурьев я попал по разнарядке – в советское время все выпускники учебных заведений годами отрабатывали свои дипломы, не имея права работать там, где им захочется. Но у меня был выбор – поехать в Алма-Ату, Чимкент или Гурьев. Но во время распределения в Тбилиси приехал директор Гурьевской областной спортивной школы молодежи Андреян Павлович ХВАН и стал агитировать нас ехать вместе с ним. Говорил, что в его солнечном городе растут яблоки размером с голову ребенка и жители круглый год купаются и загорают на берегу Каспийского моря… Я помню тот день: вышел на перрон железнодорожной станции в районе завода Петровского. Не мог в сандалиях до стоявшего автобуса дойти из-за грязи, которая была действительно по колено. Решил ехать обратно. Но на станции сказали, что пассажирский поезд ходит 2 раза в неделю. Ночевать две ночи в сарае, который на самом деле был станцией, тоже не хотелось.
Так я поселился в гостинице «Гурьев», а там еще около сорока человек – тренеры разных специализаций, прибывшие в большинстве своем с Кавказа. Накрыли стол, поставили на него бутыли с чачей и вином. Все говорили об одном: как вернуться назад. Я был старший и сказал: ждем месяц, может, заасфальтируют город (смеется).
Спортивная школа молодежи тогда находилась в районе Колхозного рынка, возле главпочтамта. Начинал я старшим тренером по борьбе. Потом на полставки работал завучем. Через полгода из тех сорока тренеров в городе остались только трое. Один стал заведующим физкультурным диспансером, другой ушел преподавателем в педагогический институт. Один я остался на прежнем месте.
Тогда наша спортивная школа единственная в городе была. Потом школу закрыли и организовали ДЮСШ.
Город Гурьев всегда исправно поставлял перспективных спортсменов для национальных сборных. По гребле традиционно из 12 сборников 10 человек защищали честь нашего региона. Успешно выступали гребцы ЗАКАБЛУЧНЫЙ, ГОРБУНОВ, братья КАЗАДАЕВЫ.
Я собрал свою команду борцов через 2 года. На первом же чемпионате республики из 14 областей мы заняли 4-е место. Мастером спорта СССР стал Бауыржан РАХБИЕВ, выполнил такой же норматив, но по каким-то причинам не получил Самат КОЙБАКОВ из колхоза Жамбыл. В это время сборная Казахстана занимала одно из лидирующих мест в чемпионате СССР, поэтому чемпионы и вице-чемпионы КазССР удостаивались звания мастеров спорта Советского Союза.
Такого же звания удостоились борцы Николай ХОРОШКИН, который стал чемпионом республиканского спортивного общества «Спартак» и Николай НИЧИПОРОВ, который стал чемпионом республики в Актюбинске. Тогда мы уступили первое командное место актюбинцам.
Отдельную страницу в истории борьбы нашей области занимает Ислам СИСЕНАЛИЕВ. Он был 5-кратным чемпионом Казахстана. Этот парень был просто спортивный феномен и мог бы стать чемпионом мира, но оказался в тюрьме. Он жил в неспокойном районе Молкомбинат и часто участвовал в разборках среди подростков. Я лично просил тогдашнего горвоенкома отправить пацана побыстрее в спортроту. Его раз 10 провожали в армию. Но все оставляли из-за отсутствия соответствующего «покупателя». В конце концов он кого-то «поломал» и оказался за решеткой.
Был у меня еще один талантливый воспитанник, Куаныш КАЧАНОВ, он завоевал «серебро» на чемпионате республики. Но я ему ходатайство на присвоение звания мастера спорта СССР не стал писать – больно молодым он был. Хотел, чтобы он серьезнее стал относиться к тренировкам. Вскоре его забрали в армию, а после демобилизации он занятия спортом забросил.
– Есть планы еще воспитать чемпионов?
– Возможно, будут у нас чемпионы через пару лет. Есть у меня воспитанники Алексей АЛЕКСЕЕВ и Анатолий МИНЕЕВ, они завоевали серебряные медали на областном турнире памяти Анатолия ЛИ. Нужно, чтобы они еще настойчивее тренировались. По моему мнению, чтобы нормально бороться, нужно тренироваться не менее 4-5 лет. Бывают особоодаренные, которые способны завоевывать медали через 2 года. Но такое встречается очень редко. Я требую от воспитанников серьезного отношения к тренировкам. Тот, кто приходит ко мне и говорит, что не может бороться, потому что всю ночь просидел за компьютером, больше у меня не тренируется. С такими я быстро прощаюсь.
– Ну а семья у тренера какая должна быть?
– Мой сын Алимбек в 16 лет стал обладателем Кубка Казахстана среди взрослых. Долгие годы работал в пограничных войсках. Дочь Лали закончила институт иностранных языков и работает в компании «Аджип».
Внуков заниматься борьбой я не заставляю, хотя сына заставлял – клал ему в ученический портфель гантель, пока он не начал заниматься спортом. Моя супруга Циала Алексеевна терпеливо переносила все мои переезды и длительные командировки – это традиционные тяготы жизни жен тренеров. Спасибо ей за это.
Записал Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
Фото В. Истомина
22 июля 2010, 00:00